Примерное время чтения: 5 минут
166

Художественные галереи могут почить в бозе

В МОСКВЕ на сегодняшний день существует более сорока больших и малых художественных галерей. Это движение стало формироваться в нашей стране десять лет назад. Но до сих пор в галерею не каждый заглянет: большинство москвичей полагает, что это место либо для богатых, либо для странных людей, то бишь художников. При том, что вход для посетителей свободный или за символическую плату 2-5 руб.

Что же пугает людей? Не-традиционное (пока) искусство, которое предлагают галереи? И почему государство "прохладно" относится к этой культурной нише?

Маленькая экскурсия

КАЗАЛОСЬ бы, разнообразию нет конца. С сугубо антикварными галереями соседствуют кукольные, создавшие на нашем художественном рынке целую моду на коллекционирование игрушек для взрослых - фарфоровых, виниловых и выполненных в неожиданной технике с использованием необычных материалов, например, дамских колготок.

"Айдан-галерея" взяла на вооружение неоакадемизм. В "Галерее Марата Гельмана" главный акцент - на эпатаже и поиске нестандартности. Руководимый Натальей Рюриковой "Дом Нащокина" отдает предпочтение искусству шестидесятников, таких как Купер, Зверев и Краснопевцев.

Перед каждой новой выставкой в "TV-галерее" читаются лекции. Здесь убеждены, что холст и краски - предметы пещерного века, современный же художник глядит на мир через объектив видеокамеры. Галерея наивного искусства "Дар" предлагает незамысловатое простонародное творчество.

Все чаще открываются небольшие скромные залы на окраинах города (местом для них, как правило, служат бывшие дома пионеров): "Беляево", "Выхино", "Тушино", "На Крутицком валу", "Интер" (на Рублевском шоссе), "В Сабурово" (на Каширке), "Пересветов переулок" (на Автозаводской), "М╝Ars" (на Пионерской)...

Ван Гога тоже когда-то не понимали

ОСНОВАНИЕМ для деятельности столичных галерей служит актуальное искусство, опыты которого естественным потоком продолжаются, трансформируя и переосмысливая более ранние идеи и создавая нечто новое. Направлений у него великое множество: абстракционизм, модернизм, концептуализм, новый русский классицизм, постмодернизм, постконцептуализм...

Девиз актуального искусства 90-х провозглашает курс на интернационал - искусство без границ, понятное и доступное каждому, кто хочет в нем разобраться. Эта тенденция к неотличимому неслучайна. С одной стороны, пусть все станет единым и общим, чтобы не осознавался конкретный вклад каждого в целое, так как глобальное важнее локального. С другой - постепенно убывает и со временем исчезнет вовсе художническая индивидуальность, вкладываемая в произведения.

Искусство перестает быть персонифицированным. Автор рассматривается как безликий изобретатель, производитель и поставщик идей в воплощение тех или иных форм.

Зона актуального искусства еще малопонятна нашим людям. Отражая текущее время, оно, как и положено, заглядывает немножко вперед, а люди пока не готовы это воспринимать. Что говорить о простом потребителе, если в наших академиях практикуется абсолютно консервативная система образования - соцреалистическая школа, а по современному арту лекций вообще не читают.

Польза есть

ПРИСУТСТВИЕ галереи в художественной жизни города безусловно развивает культурное пространство, помогая при этом существовать маловостребованным художникам. Часть из них уже уехала из страны, часть ушла из искусства в бизнес, а 50 человек, несмотря ни на что, просто из любви к своему делу продолжают им заниматься. Только вдумайтесь: 50 актуальных художников на всю Россию! Кроме того, галереи занимаются пополнением постоянных экспозиций музеев современного арта, как отечественных, так и зарубежных.

Некоторые авторитетные московские галеристы все же допускают возможность скорой кончины галеристики в нашей стране. Они никогда не рассчитывали на государственные субсидии, организовав свою деятельность "с нуля", на чистом энтузиазме.

Правда, в этом году впервые за десять лет Министерство культуры обратило на них внимание, пригласив на коллегию по вопросам новой экспозиции Третьяковки и программы господдержки современного актуального искусства.

Большим достижением в области общественного сознания явился тот факт, что отныне в собрании Третьяковской галереи присутствуют ранние работы мэтра актуального арта Тимура Новикова. Его имя котируется на Западе очень высоко, а работы оцениваются в 200 тыс. долл., в России же они продаются за 5 тыс. долл. (!)...

Может быть, чиновникам самое время разглядеть в галерее источник пополнения казны?

Айдан САЛАХОВА, художник и владелица "Айдан-галереи":

- Российский актуальный арт очень достойно развивается, но для него ограничен выход на мировой рынок. Мы не можем, например, представлять нашу страну на международной ярмарке в Базеле, потому что там очень дорогие выставочные стенды. (К примеру, австрийские галереи имеют поддержку со стороны государства.) Когда общий уровень цен в Москве приближен к западному, стоимость произведений искусства непростительно низкая. Большая фотография, например, не может стоить на Западе меньше 2 тыс. долл., а у нас максимальная цена - 1200, то есть на 40% дешевле. Но процесс повышения цен уже начался. Если появится закон о том, что корпорация или частное лицо будут отдавать 1 или 5% со своей прибыли на формирование коллекций, но эти проценты не будут облагаться налогом, у нас все наладится.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно