Примерное время чтения: 6 минут
138

КУЛЬТУРА. Идти в ногу со временем

В стране сейчас идет откровенный разговор о голе, что мешает нашему движению вперед, о недостатках, просчетах, упущениях в экономике, социальной сфере, в области культуры. Своими мыслями в беседе с нашим корреспондентом делится первый секретарь правления Союза художников СССР Т. САЛАХОВ.

КОРР. Таир Теймурович! На XXVII съезде КПСС, где вы были в числе делегатов, в Политическом докладе ЦК КПСС со всей определенностью сказано, что работа творческих союзов требует улучшения. Какие задачи в этой связи вы видите в числе первоочередных?

САЛАХОВ. Высота нравственного облика художника, его идейная убежденность, значительность личности всегда проступают в его произведениях. Поэтому перед творческими союзами остро поставлена проблема воспитания молодого художника как творческой и общественно активной личности, способной и решению серьезных идейно-художественных задач. В этой связи мы всесторонне продумываем предложения очередному съезду художников СССР об изменениях в уставе союза, что позволило бы привести в соответствие формы приема в союз и работу с молодежью.

Сейчас в Союзе художников СССР около 20 тыс. человек, и, к сожалению, мы нередко связываем наши качественные показатели с численным ростом союза. Но так ли это на самом деле? И хотя общий уровень наших выставок улучшился, произведений, воспринимаемых как творческое открытие, новое слово в искусстве, стало меньше, и это не может не настораживать.

КОРР. В последнее время у многих живописцев вызывает беспокойство состояние станковой картины - то, что ее порой не хватает на наших выставках и престиж картины в повседневной практике мастеров упал. Несмотря на обилие произведений, мы пока не видим "той самой" картины, которую ждут и художники, и зрители, которая действительно остро и глубоко отражает характер нашего времени. Все эти томные девицы на подоконниках и завалинках, добры молодцы, бодро шагающие в неизвестном направлении или всматривающиеся в непреложно голубые дали - из какой идиллической сказки пришли они в наше бурное время?

САЛАХОВ. Конечно, создать такое произведение, которое стало бы явлением в культурной жизни, - дело долгих лет, может быть, итог всего творческого пути. Многое зависит и от сознательности художников: к сожалению, очень распространен ныне тип людей небесталанных, но занимающихся живописью как бы в свое личное удовольствие, вовсе не задумывающихся об общественной роли своего труда.

Вместо интересных, глубоких по содержанию работ мы постоянно слышим от них ссылки, что на их творчество оказывают влияние темпы нашего беспокойного века, которые якобы заставляют художников искать необычные, не связанные с традициями реалистического искусства средства выражения. А в итоге появляются, как правило, эстетическая серость, ремесленничество, бороться с которыми нас призывает партия.

Однако не меньше распространен и другой тип - "мастеров на все руки", готовых в любой момент снабдить любую выставку "изопродукцией", обеспечивающей экспозиции стереотип благополучия. Наконец, сам этот стереотип оказывает на художественный процесс вроде и незаметное, но, по существу, огромное отрицательное влияние.

КОРР. Каждый год в стране проходят многочисленные художественные выставки, где представлены картины разнообразной тематики - и ко Дню пограничника, и ко Дню милиции, и ко Дню рыбака. С одной стороны, это хорошо. И зритель имеет возможность широкого общения с искусством, и художника частые экспозиции активизируют, заставляют работать продуктивнее. Но с другой стороны, искусство ведь не спорт, где важно набрать максимальное количество очков для победы: стремление к наибольшему числу участий в выставках неминуемо ведет художника к облегченности задач, к подчас неосознанному поиску требующих наименьшего времени форм и методов творчества. Что делается для улучшения, если можно так сказать, качества искусства?

САЛАХОВ. Мы сейчас более, чем раньше, стремимся помочь художникам, работающим над серьезной, значительной темой, поощрять их морально и материально. Такую возможность дает долгосрочный социальный заказ. Надеемся, что подобная практика даст возможность мастерам глубоко и серьезно знакомиться с жизненным материалом, переплавлять его в художественные образы, достойные нашей эпохи.

Мы решили ввести в постоянную практику отчеты художников, а не удовлетворяться предложенной тематической заявкой.

КОРР. На Западе нередко говорят, что интерес к советскому изобразительному искусству в мире неуклонно падает, таи как их зритель якобы не воспринимает произведения социалистического реализма, не интересуется ими. Ваше мнение на этот счет?

САЛАХОВ. Факты говорят о другом. В прошлом году две первые премии были присуждены нашим художникам И. Хамраеву и М. Сельман - участникам конкурса "Приз возрожденной медали" (Франция). Дебют советских художников на международной выставке иллюстрации детской книги в Барселоне (Испания) принес награду московскому художнику Н. Попову. А в США, на международном конкурсе, посвященном борьбе за мир и ядерное разоружение, под девизом "Судьба земли", призером стала группа студентов Московского полиграфического института. Этот список можно было бы продолжить.

В этом году произведения советских художников будут экспонироваться в 22 странах. Выставка Г. Поплавского отправится в Австрию, с работами В. Исаева познакомятся никарагуанские зрители, мастера прикладного искусства Киргизии покажут свои работы в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В США будут демонстрироваться работы нашего известного графика О. Савостюка.

КОРР. Кстати, расскажите подробнее о связях Союза художников СССР с американскими деятелями изобразительного искусства.

САЛАХОВ. Мы будем и впредь стремиться к тому, чтобы сотрудничество с художниками США носило устойчивый конструктивный характер. Но многое зависит и от их желания расширять контакты.

Что касается музейных обменов, то тысячи ленинградцев и москвичей уже ознакомились с крупной экспозицией художников-импрессионистов из Национальной галереи г. Вашингтона. Наверняка вызовет интерес у посетителей выставка "Шедевры пяти веков" из коллекции американского промышленника А. Хаммера. В свою очередь, скоро в США откроется выставка из коллекций Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Эрмитажа. Так что поле сотрудничества у нас достаточно широкое.

Беседу вел А. КОТОК.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно