Примерное время чтения: 9 минут
147

Жизнь не по формулам

В юности мы смотрим на жизнь весьма оптимистично, страстно желая что-нибудь созидать, развивать, двигать вперед. Но реальность много грубее и жестче. Восторженный полет творческой мысли, как правило, обрывается там, где начинается потребность в "хлебе насущном". Наш герой не таков. Ему посчастливилось довольно рано определить свое призвание и успешно состояться в любимом деле.

Андрей МЯТИЕВ - историк-собиратель, один из ведущих специалистов по истории техники в России. Он обладает богатейшей в Европе, уникальной коллекцией велосипедов.

Коллекция...

В жизни Мятиева начальников нет, он сам себе хозяин. Много времени проводит на публике. Представляете, какое количество знакомых нужно иметь преуспевающему коллекционеру? Его обширной агентурной сети мог бы позавидовать и Штирлиц.

Сначала, в детстве, процесс коллекционирования прельщал Андрея азартом, упоением охоты за нужной вещью, и, наконец, сладким чувством обладания. "Меня "прихватило" еще в раннем школьном возрасте, но продержался первый интерес в соответствии с законами жанра не долго: в среде филателистов и нумизматов меня не поняли; научному комплектованию коллекции я предпочитал "наивный" критерий "нравится - не нравится". Нравилось то, что было более старым", - вспоминает Андрей.

Уже к 13 годам его главным увлечением стала техника. Этот интерес поддерживался дедом, который приносил внуку журналы "Юный техник", отвечал на бесконечные вопросы об устройстве автомобилей, самолетов, мотоциклов и велосипедов. Причем устройство велосипеда интересовало Андрея и с практической точки зрения. Его собственный велосипед был уже не молод и постоянно требовал ремонта. "В 1987 году я пришел в клуб любителей техники "Следопыты автомотостарины", народ занимался автомобилями, мотоциклами. А младший брат автомобиля - велосипед никого всерьез не интересовал. Я же увлекся велосипедами".

Любовь к этому виду транспорта и увлечение историей совпали, и Андрей решил собирать старинные велосипеды, а также все, что с ними связано. Кроме того, он обладал чертами характера, бесценными для начинающего коллекционера без туго набитого кошелька: общительностью, целеустремленностью, терпением и интуицией. Мог долго охотиться за необходимым предметом, причем порой самым неожиданным. "В среде собирателей широко распространен принцип обмена "вещь на вещь", минуя денежные отношения. Хочется тебе заполучить итальянский велосипед "Вianchi" 1936 года рождения, а его готовы поменять на довоенный патефон. Патефон находится, но его хозяева готовы расстаться с ним только в обмен на старинный фотоаппарат с тремя ногами. Цепочка может быть очень длинной. Но рано или поздно она замыкается, и долгожданный велосипед становится частью коллекции".

Довольно рано Андрей осознал, что объять необъятное нельзя. Не желая разбрасываться, он ограничил свои интересы только велосипедами отечественного производства до 1945 года и всем, что с ними связано. "В коллекции можно выделить несколько групп экспонатов: велосипеды и запчасти к ним, фотоархив, документальный архив, библиотека специальной литературы, всевозможные велоаксессуары, трофей велогонок". По собранным материалам Андрей пишет книги. Уже издается труд по истории велосипедов, готовится книга о советских мотоциклах.

История...

Решив раз и навсегда посвятить свою жизнь велосипедам, Андрей начал собирать о них информацию. И столкнулся с проблемой практически полного отсутствия специальной литературы. "Новых отечественных изданий по этой теме не существовало, купить же иностранные было невозможно. Я отправился к букинистам в поисках старой, довоенной (о дореволюционной я тогда и не мечтал), литературы". Поиски увенчались успехом. Круг интересов со временем увеличивался. Если Андрей увлекался какой-то темой, то осваивал материал не просто от "а" до "я", а на самом высшем уровне. Кроме истории велосипедного дела в России в сферу его интересов вошли: история советского мотоцикла, история Москвы...

В получении специальных знаний по истории мотовелотехнологий помочь ему никто не мог. Ни в одном институте историей велосипедов не занимаются. Поэтому, проучившись три года в техническом вузе, он решил, что тратить время на получение ненужной ему специальности - непозволительная роскошь. И Андрей стал планомерно и настойчиво заниматься самообразованием.

Уникальность его как специалиста в том, что он собирает интересующую его информацию из разных отраслей человеческих знаний. Благодаря широкому кругозору может свести воедино разрозненные сведения, исторические факты, известные лишь узким специалистам. Например, те, кто изучает историю мотоцикла, давно знают инженера Львова, занимавшегося разработкой первых советских мотоциклов. Историкам авиации тот же Львов знаком как разработчик первого цельнометаллического самолета. Технологи-металлурги знают его как разработчика новых технологий по изготовлению нержавеющих сталей. Андрей Мятиев смог свести воедино все три ипостаси одного человека и воссоздать полноценный образ известного инженера-технолога начала XX века.

Еще одна удивительная особенность Андрея - он историк-прикладник. В начале его научных изысканий была коллекция. Она же остается стержнем любых исследований. В отличие от многих "кабинетных" ученых, постигающих историю по документам прошлых эпох, Андрей имеет дело с вещами, познавшими и сохранившими тепло человеческих рук. Может, потому и привлекательны для него точные приборы прошлого и позапрошлого веков, что их изготовление требовало максимальной концентрации сил и умений их авторов.

История техники - это наглядная история полета человеческой фантазии. Андрей смеется, что глобально научную тему его работы можно сформулировать так: "Велосипеды как социокультурный феномен". В истории велосипеда отразилась история развития общества. Борьба за права женщины - может ли настоящая леди кататься на велосипеде; использование мирных технологий в военных целях - создание войсковых частей на "железных конях"... Он пытается полностью погрузиться в эпоху конца XIX - начала XX веков, чтобы лучше понять людей, избавившись от распространенной ошибки историков и обывателей, которые начинают судить прошлое по нормам морали современного общества. Именно люди, а не вещи интересуют его больше всего. "Кроме того, - уточняет он,- если бы не было людей, занимающихся велосипедами, - такого вида транспорта просто не существовало бы!"

Музей...

Велосипедная коллекция Андрея Мятиева богатейшая в России. Есть, правда, собрание старинных велосипедов в Политехническом музее и в Петергофе, но там выставляются лишь велосипеды, принадлежавшие царской семье. Но Андрею негде показывать свои богатейшие материалы. Он участвует в выставках, часть экспонатов демонстрируется в Московском институте физкультуры, но это лишь малая толика. А ведь объем коллекции позволяет создать полноценный музей! Только вот места для такого музея в Москве пока не нашлось. Существует он только в планах.

Андрей с восторгом рассказывает о своей мечте: "Это будет музей истории велосипедного дела. Конечно, оценить старинные велосипеды по достоинству может только узкий круг специалистов. Но я хочу, чтобы каждый посетитель нашел в нем что-то интересное для себя. Например, трогательный детский трехколесный велосипедик или огромный велосипед-паук, у которого сиденье расположено на переднем колесе, гораздо большем, чем заднее. Нужно воссоздать атмосферу, в которой существовали велосипеды и люди на них в первой половине XX века. Зрителям покажут видеохроники и фотографии, костюмы дам-велосипедисток и их кавалеров, расскажут разные истории, связанные с первыми велосипедистами в России. Например, о том, что Лев Николаевич Толстой научился кататься на велосипеде в очень преклонном возрасте. Поначалу он очень увлекся ездой, даже получил в Московском велосипедном обществе специальную бумагу, разрешающую передвигаться в пределах города. Но впоследствии разочаровался в двухколесном друге, решив, что для русских дорог этот вид транспорта не очень пригоден. И тем не менее Толстой привнес свою лепту в популяризацию велосипеда в России... Я хочу, чтобы человек уходил из музея не только с мыслью, что он видел редкие экспонаты, но и с чуть большим пониманием своего прошлого. В конце концов, неважно, на примере чего рождается понимание жизни, что заставит человека задуматься о своем прошлом, восхититься своими предками. Достижение технической мысли - очень благодатная для этого сфера".

СЕЙЧАС Андрею Мятиеву уже 30, и можно сказать, что в профессиональном плане он вполне состоялся. Любимое дело стало для него профессией и не только доставляет радость познания, но и кормит. А еще - дает возможность реализовать свои новые увлечения: дальние путешествия на любимом велосипеде. Последнее грандиозное мероприятие - поездка по Туркмении через Каракумы до Каспийского моря.

Андрей еще в детстве осознал, что он сам "творец своей судьбы". Он знает, чем заниматься, к чему стремиться. Может, это и есть простое человеческое счастье?

Добро пожаловать на выставку!

Пока статья готовилась к печати, Андрей Мятиев организовал выставку и приглашает на нее всех неравнодушных к истории техники.

Уникальная выставка велосипедов 1880-1930 годов открыта до 17 мая в магазине "Sportland" торгового комплекса "Мега" на пересечении МКАД и Калужского шоссе.

На выставке "Двухколесные сюжеты" представлены семь веломашин, старинные фотографии, спортивные трофеи, рекламные материалы. Экспозиция охватывает практически все тематические собрания Веломузея, являя собой его миниатюрный вариант.

Посетить выставку можно совершенно бесплатно.

Знаете ли вы, что...

ПЕРВОЕ официальное состязание было проведено в Москве 24 июля 1883 года на двух дистанциях: 1,5 версты и 7,5 версты. Фактически эти соревнования носили международный характер. В них участвовали американские, австрийские и английские спортсмены. С тех пор 24 июля отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России.

Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 года на Царском Лугу в Петербурге. Эти выступления инициировали создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей. Устав Петербургского общества был утвержден 5 декабря 1884 года.

Уже в конце 80-х годов велосипедные общества были созданы во многих других городах России, а велосипедные же кружки существовали в большинстве губернских и уездных центров. Важнейшим событием в спортивной жизни страны явился розыгрыш в 1891 году звания "Первый ездок России". Эти соревнования были названы Первым Всероссийским чемпионатом. В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы. В программе была гонка на дистанцию 7,5 версты, считавшаяся в то время классической. Подобные соревнования проходили и немного позже - в 1892-1894 годах в Москве.

Первым русским велосипедистом, который совершил в 1911-1913 годах кругосветное путешествие по официально утвержденному Международным союзом велосипедистов маршруту, стал москвич А. Панкратов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно