Примерное время чтения: 6 минут
215

Мадам Фотография

16 МАЯ состоится официальное открытие Третьего международного месяца фотографии в Москве "Фотобиеннале-2000" - суперпроекта, в третий раз осуществляемого Московским Домом фотографии во главе с его директором и генеральным куратором Ольгой СВИБЛОВОЙ. Суперпроект - название без преувеличений. Судите сами: в программе фотофестиваля 96-го было 90 выставок, репертуар 98-го - 115 экспозиций, теперь их около 130. Без лишнего пафоса можно сказать, что хрупкая, одетая в фотографическое черно-белое госпожа Свиблова за шесть лет ввела в российский культурный обиход моду, перебившую все остальные тенденции современной культуры.

- Ольга, сегодня очевидно стирается грань между профессиональной и любительской фотографией. Техника все время совершенствуется, давая возможность каждому выступить в роли фотохудожника. Бернар Фокон устраивает акцию, демонстрирующую, что фотографом может стать каждый: собирает сто подростков, раздает им одноразовые фотоаппараты и просит заснять устроенный для них праздник. Потом он эти снимки публикует. Как вы к этому относитесь?

- Вообще фотография - это идеальный проективный кран. Вот есть такой знаменитый психологический тест. Клякса: что человек в ней увидит? Считается, что этот тест дает самую тонкую градацию личности. Я считаю, что фотография говорит о человеке не меньше. Недавно один очень крупный бизнесмен принес мне свои снимки. Это человек, в руках которого находится огромное количество заводов, под его началом тридцать тысяч человек. Тридцать шесть лет, четверо детей. Это человек, который реально делает дело, не рассуждая о том, как у нас тут плохо. У этого человека - снимки с Крайнего Севера. Он доехал туда на нашем ледоколе, чтобы доказать, что наш ледокол это может. Вот у него фотокарточки получаются. Почему? Потому что фотография - лучшая проекция способности или неспособности что-то совершить.

- В свое время вы сняли премированный множеством документальных премий фильм "Черный квадрат" о художниках русского авангарда. Почему вы до сих пор не фотографируете?

- Я всегда фотографирую. Когда у меня есть десять дней отпуска, я их обычно провожу с фотоаппаратом. Например, я ненавижу туризм. Для меня путешествия - это такая обязанность. Между тем провожу в поездках половину года. И фотоаппарат в руках мне в этот момент очень помогает. Когда ты смотришь на реальность через глазок фотоаппарата, то смотришь на нее совершенно другим взглядом. Ты ее заново открываешь, обнаруживаешь. Я, например, очень люблю фотографировать людей в Скандинавии, потому что они мне кажутся безумно красивыми. Просто когда выходишь в мир с камерой, ты вступаешь с ним в какой-то совершенно другой, непосредственный контакт.

- И когда вы выставите свои снимки на обозрение?

- Никогда. На первом фотобиеннале я выставила фотокомпозицию, которая называлась "Мои мозги". Потому что, когда мы начинали, мне все говорили, что я сумасшедшая. Что берусь за неосуществимое дело. Поскольку я прислушиваюсь к тому, что говорят люди, то пошла в Париже в специальную клинику, где мне сделали всякие снимки мозга - рентгенограммы, радиограммы, энцефалограммы и пр. И, несмотря на то что я уверяла, что голова у меня часто болит и окружающие люди уверены, что я не в себе, на каждом виде этих снимков врачи написали, что мои мозги в порядке. Выхода не было: биеннале пришлось сделать, а снимки я обрамила и выставила.

- Как вы полагаете: после стольких лет аутсайдерского положения фотографии в России мы обречены на вторые роли в мировых фотобиеннале?

- Напротив. Я полагаю, что у нас есть в этом отношении огромная фора. Фокон, например, делая эксперимент, убедился, что русские дети делают фотографии много интереснее детей из других стран. Настолько интересно, что пришлось изменить проект. Они сделали фотографии умно. Это фотографии с очень жесткой дисциплиной. Там есть драйв и энергетика, и это действительное отражение того, что энергия в России сегодня выплескивается сильнее, чем где бы то ни было. Дети, которые делают в Камбодже карточки, - это такая мягкая природная среда. Очень агрессивны берлинские снимки: в них - отражение механистической западной цивилизации. Очень куртуазная игровая мягкая ткань фотографий из Франции. И вдруг - русская фотография, где каждый снимок - концепция, каждый снимок - как жанр. В общем-то понятно, потому что наши дети с детства учатся жить в экстремальной ситуации и каждый миг принимать решения. Даже наши детские фотографии уже концептуальны.

- Говорят, что чистота эксперимента была немножечко подпорчена - русские дети, которых в России пригласили к Фокону, не были взяты с улицы...

- Да, это все были учащиеся фотокружков и фотостудий. Но дело в том, что таких студий не сущеcтвует в других странах. Фокон был недоволен сначала - мол, дети слишком вежливые, слишком зажатые, плохо одетые... Он уехал недовольный. А когда проявил, то вместо ста пятидесяти фотографий подростков из разных стран, как изначально намечалось в эксперименте (двадцать безымянных фотографий должны были представлять страну), он решил показать все, что сделали русские дети, - с именами. Это не случайно. Одно это показывает, на каком уровне было и остается в России искусство фотографии.

- Чем тогда объяснить, что Россия сегодня не являет миру фотографов-звезд, каковыми являются Аведон или Хельмут Ньютон?

- Только тем, что в России нет индустрии создания этих звезд. Не надо забывать, что на Западе эти звезды были социально востребованы, прежде всего индустрией моды. А у нас этой индустрии всего три года. Три года, как люди научились понимать, чем Пако Рабанн отличается от китайского павильона на ВВЦ. Но у нас уже есть звезды: Владимир Фридкис, Владимир Клавихо, Влад Локтев, Сергей Королев и другие. Эти люди стали востребованы... Вы же понимаете, что такое художник-звезда. Это человек, на которого работает индустрия. Журналы, галереи... Мы сейчас это все только выстраиваем.

Центральные события фотобиеннале: проект "Посвящение", приуроченный к 55-й годовщине окончания Второй мировой войны (30 экспозиций, впервые в истории - фотоархивы всех стран-участниц), проект "Молодежь встречает III тысячелетие" (20 экспозиций, среди которых - уникальная акция всемирно известного фотографа Бернара Фокона "Самый счастливый день моей молодости"), проект "Россия. ХХ век в фотографии" (60 экспозиций, история России глазами русских и зарубежных фотографов). Основные места проведения: Новый Манеж и ЦДХ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно