ПРЕМИЯ "Триумф" за десятилетнюю историю доказала свою значимость и необходимость, и прежде всего для российской культуры в целом. Наш корреспондент беседует с президентом Фонда "Триумф - новый век" Игорем ШАБДУРАСУЛОВЫМ.
- В ЧЕМ заключается идея независимости премии? Имеют ли какое-то влияние на нее официальные структуры, в частности Министерство культуры?
- Идея независимости основана прежде всего на высочайшем творческом и личном авторитете членов жюри, их безупречной репутации. Поэтому никакая организация или учреждение просто не может оказывать какого-либо влияния на принимаемые решения. Да и статусом премии такое не предусмотрено, так как 20 членов жюри являются настолько авторитетными и компетентными людьми, уважаемыми во всем мире, что давать им какие-либо советы или рекомендации бессмысленно. За 10 лет премии удостоен 51 человек, и среди них нет никого, кто не соответствовал бы самым высоким критериям оценок. В этом смысле "Триумф" - символ или, если угодно, бренд настоящего, высокого искусства. Помимо этого, сам факт признания заслуг "триумфаторов" их прославленными коллегами составляет одну из уникальных особенностей премии. Как сказала наша выдающаяся актриса Алиса Фрейндлих, лауреат 2002 г.: "Нет большей радости, чем признание людей, перед которыми преклоняешься".
- Вы не боитесь, что бренд высокого искусства погубит саму идею премии, сделает ее слишком элитарной?
- Нет, конечно. Высокий уровень требований как раз и устанавливает планку для будущих лауреатов, а ежегодно присуждаемые премии молодым талантам вводят их в систему этих требований, создают ориентиры в творчестве. Важно в самом начале разглядеть новое и уникальное, сохранить и поддержать талант, создать для него перспективу и определить тем самым уровень оценок в будущем. Прошедшие в 1996 и 1998 годах парижские фестивали искусств "Триумф" привлекли к себе внимание именно этим. Они дали надежду на возрождение давних традиций, восходящих к знаменитым "Дягилевским сезонам", традиций открытия и признания новых имен, ставших явлениями мировой культуры.
- В программе юбилейного фестиваля - выступления Ананиашвили, Кисина, Башмета, звезд мирового джаза и концерт группы "Offspring". Как такое случилось? Ведь "Триумф" особым вниманием российский шоу-бизнес не жаловал?
- Сфера деятельности "Триумфа" - не шоу-бизнес, а искусство и культура, и в этом смысле все виды и жанры искусства для нас равны. И разве получение премии в 1998 году Борисом Гребенщиковым - это не "особое внимание"? Что касается гастролей "Offspring", то, по нашему мнению, это заметное явление мировой культуры. И приезд этой супергруппы, ни разу раньше не выступавшей в России, стал, как нам кажется, хорошим подарком всем любителям этого вида искусства. Особенно для молодежи.
- И все-таки, что реально премия дает молодому таланту? Это только моральная поддержка?
- О моральной поддержке мы с вами уже упомянули, мы считаем, что такое признание для талантливой молодежи подчас ценнее материальных благ. Но и материальная сторона дела, конечно, очень важна для молодых людей. Молодежная поощрительная премия - прежде всего целевая сумма, которая выделяется фондом и присуждается ежегодно двадцати молодым талантам. Это не только грант, то есть разовая акция, - это прежде всего форма поддержки молодежи. И не секрет, что эти деньги помогают молодым "триумфаторам" решить обычные житейские проблемы.