Примерное время чтения: 3 минуты
187

На модном языке фотографии

ОЛЬГА СВИБЛОВА, директор Московского Дома фотографии (МДФ), запустила очередной каскад из почти сотни выставок знаменитых иностранных и отечественных фотографов, таких как Жерар Юфера, Робер Дуано, Сара Мун, Лилиан Бассман, Александр Гринберг и многих других. С 25 апреля по 25 мая они открываются одна за одной на 8 московских площадках (ГУМ, Манеж, Новый Манеж, МДФ, Музей современной истории России, Галерея на Солянке, Фотоцентр, Галерея А3). Все это в рамках 2-го международного фотофестиваля "Мода и стиль в фотографии". Кажется, Москва уже привыкла и ждет эти ежегодные крупномасштабные фотоакции, именуемые то "Фотобиеннале" (по четным годам), то как нынешний фест (по нечетным). О. Свиблова, опираясь на московскую власть, находит поддержку и в деловых кругах, как например, Боско ди Чильеджи, "Аэрофлот" или "Кодак", в сотрудничестве с которыми осуществляется настоящее культурное празднество. О его художественных принципах и идеях О. Свиблова рассказывает корреспонденту "АиФ".

- Человек хочет быть красивым и выделяться из толпы - для этого мода? И об этом фестиваль?

- Чтобы общаться с людьми разных культур, языков, традиций и обычаев, мы имеем то общее, что сближает нас на физиологическом уровне - "по одежке встречают". Одна и та же дама - в декольте или в свитерочке с джинсами - будет вести себя по-разному, демонстрируя веер психологических моделей, который есть у каждого. Чтобы мы могли в этой общности существовать, мода становится интернациональной, в этом огромный ее смысл.

Мир ведь никогда не бывает однообразным. Мы показываем в серии "История ГУМа" то, как люди выглядели, скажем, в 50-е годы. И жили они совершенно другой жизнью. Когда мы говорим о 30-х годах, в сознании появляются комсомолки в красных платочках и комиссары в кожанках, но фотографии Александра Гринберга запечатлели людей того времени, которые продолжали следовать декадентской моде в традициях Серебряного века. На наших выставках часто можно наблюдать два типа мышления у одного фотографа.

- Может так случиться, что мода на фотографию когда-нибудь закончится, и угрожает ли опасность фотографии как искусству?

- Мода всегда когда-нибудь начинается и кончается. Но умрет ли фотография?.. Я считаю, что нет, несмотря на засилье и распространение цифровой техники и компьютерной обработки фотографии, что влечет принципиальное изменение процесса. В свое время также с помощью технических приемов и открытий в физике были открыты способы фиксации реальности. Но сегодня можно создать на компьютере какого-нибудь гомункулуса, которого никогда не существовало, а выглядеть он будет более чем реально. Что же есть фотография - миф или реальность? Когда она возникла, то имела свойства документальности, хотя и стремилась от нее избавиться. Дискуссия эта будет существовать вечно, но фиксировать действительность нам необходимо, и не важно, какими способами. Потому что надо иметь свое место в истории. Иногда кажется, что современная фотография сделана как бы тяп-ляп, одноразовой камерой. На самом деле это новые художники и новые каноны. С новыми технологиями появляется и новая эстетика.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно