ПРЕДСТАВЛЯТЬ художественной элите Александра Шевченко не стоит. Его работы есть в постоянных экспозициях Государственной Третьяковской галереи, в фондах ГМИИ им. Пушкина и Русского музея, многие коллекционеры гордятся его работами. Поэтому вполне оправданно, что Музей им. Пушкина открыл экспозицию работ художника-графика: в этом году исполняется 120 лет со дня его рождения. При жизни Александр Шевченко также был достаточно известен - участвовал в выставках "Мир искусства", авангардных экспозициях "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень", "N 4". Искал себя в кубизме, футуризме, неопримитивизме, лучизме. Пройдя через все эти увлечения, стал тем "классическим Шевченко", которого и сегодня изучают художники и ценят потомки. Он поэтичен, декоративен, любит предметный мир и ощущения будничной жизни, изыскан. Он великолепный график. И каждая его работа - полноценное произведение, здесь нет эскизов к темам.
Свою творческую программу Александр Шевченко формулировал так: "Нам сперва надо подойти к природе, к жизни, отбросив свое "я", раствориться в них для того, чтобы вновь выйти претворенным в большое, не личное, человеческое "я". И тогда это будет не искусство сегодняшнего дня, а искусство эпохи, искусство монументальное". Все это присутствует даже в карандашных набросках художника. Они носят обобщенный, лаконичный характер, всегда выверен ритм рисунка и гармонична композиция. На выставке в ГМИИ им. Пушкина (до 11 декабря) представлены работы разных лет, начиная с небольших парижских акварелей еще молодого Шевченко, потом армейские сюжеты из "Бубнового валета", есть работы неопримитивистского направления и лучизма. А вот 1910-1920 гг. - это уже зрелый мастер со своей системой ценностей. На выставке есть и эскизы к декорациям, и монотипии, соответствующие особенностям печатной техники того времени, много пейзажей - Париж, Москва, Азербайджан, батумские виды, есть натюрморты и типизированные портреты. Внимание привлекает автопортрет художника, рядом с которым цветы - как дань его творчеству.
Сама выставка носит камерный характер, подчеркнутый грандиозностью музея, как и работы Шевченко, небольшие по размеру, но огромные по эмоциональности и доброте отношения к жизни. Наверное, прав был художник, говоря, что надо отойти от собственного "я", чтобы создать что-то трепетное и вневременное.