Скоро в Государственном Историческом музее откроется экспозиция, посвященная ХIХ веку. Один из экспонатов, несомненно, привлечет внимание посетителей хотя бы своими размерами.
В 20-х гг. дома в Москве сносили без сожаления. Но рядом с одним разрушители замерли. Перед ними вдруг раскрылся пятиметровый (!) камин с красивейшими изразцами. На это чудо рука не поднялась. Камин аккуратно разобрали и отвезли в запасники. И вот через восемь десятилетий про эту красоту вспомнили и подняли в реставрационные мастерские ГИМа. К сожалению, какие-то изразцы уже невосполнимы, их придется делать заново.
За год мастера восстанавливают 3-5 тыс. экспонатов. Обидно, что их работа посетителям не видна. Столько сил, времени, души, фантазии вложено... "Нашей работы и не должно быть видно, - говорит Ольга Владимирова, зав. отделом научной реставрации ГИМа. - Все делаем во имя автора. Хотя очень хотелось бы рассказать и о наших специалистах, и как мы работали. Это порой удивительные истории". Например, поступила в отдел композиция конца ХVIII - начала ХIХ века "Присоединение Таврии к России". Сначала отмыли все предметы от масляной краски, клея, водорослей и ржавчины на арматуре. Посмотрели: получилось семь скульптур. У одного персонажа не было руки, у других - пальцев. На пальмах отсутствовали листья, а на крыльях ангелов и орла недоставало перьев. Потом выяснилось, что в Дрездене хранится такая же композиция. По ней и узнали, что в нашем варианте не хватает тумбы и амулета. Оказалось, они тоже хранятся в запасниках, но как самостоятельные фрагменты. Вот так и собрали. А однажды поступил заказ восстановить голландский медный глобус времен Петра I. Огромный, 2 метра в диаметре. Взялись за свою часть работы картографы. Внимательно изучили. Очень ответственное дело, с границами связано. Так, Австралия на глобусе только фрагментом представлена. Куда же остальная часть делась? А ее к тому времени еще не открыли.
Реставраторы ГИМа восстановили и серию акварелей московского художника ХVIII в. Федора Алексеева. Он всю жизнь рисовал наш город. Смотришь на картины и пытаешься угадать ракурс: где стоял художник.
- Ольга Фраимовна, что испытывает реставратор, ученый, глядя на сегодняшнюю Москву?
- Боль утраты. Зачем снесли гостиницу "Москва" - памятник тоталитарной сталинской эпохи? Никогда не поверю, что ее нельзя было сохранить. Я бывала в гостинице. Она крепкая и еще бы сотни лет простояла. Если уж снесли, то зачем строить новодел? Новодел никогда не заменит подлинника. Очень жаль и здание "Военторга", памятник модерна.