ЗАЛЫ графики главного корпуса Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 10, залы 49 - 54) - не самая популярная выставочная площадка Москвы. В знаменитое старое здание Третьяковки обычно ходят лишь школьники да туристы, чтобы полюбоваться на рублевскую "Троицу" и васнецовских "Богатырей". И мало кто знает, что здесь кроме постоянной экспозиции нашего искусства от времен Древней Руси до рубежа позапрошлого и прошлого веков есть еще выставочные залы со своей спецификой. Они специально оборудованы под демонстрацию графики, которая боится дневного света, поэтому по музейным законам из запасника ее можно доставать лишь месяцев на десять, чтобы затем листы годами снова "приходили в себя" в спокойной темноте. Но работы на бумаге - искусство элитарное, потому и не выстраиваются очереди из желающих приобщиться к невиданным сокровищам, извлеченным на время из хранилищ.
Впрочем, выставка графики ХIХ -ХХ веков из собраний ГТГ, открытая в залах главного корпуса до октября этого года, может иметь более счастливую судьбу. Во-первых, "Женский взгляд" является продолжением огромной выставки "Искусство женского рода", проходящей сейчас в залах Третьяковки на Крымском Валу. Она рассчитана на то, чтобы зритель, заинтересовавшись опытами российских женщин-художниц в серии живописи и скульптуры, плавно переместился в Лаврушинский переулок и предался созерцанию ими же выполненных акварелей, рисунков или силуэтов из бумаги. А выставка-сериал, работающая сразу в двух отдельных пространствах, - это уже интригующая редкость. Во-вторых, дополнительный зрительский интерес должна привлечь сама женская тема. Как всегда, актуализирующаяся в начале весны ("Женский взгляд" открылся намного позже "Искусства женского рода" и прямо накануне 8 Марта.)
Но каждый всплеск мартовского "женолюбия" из года в год удручающе однотипен: те же пожелания, улыбки, цветы, духи и открытки. Праздничный женский образ нисколько не изменился со времен советских гастрономических заказов, соответствуя своими "очаровательными" и "милыми" чертами стародавним мужским стереотипам. Вот и выставка в Третьяковке - вероятно, из-за праздничной привязки - ничем от этой логики не отличается. И сама специфика материала - тонкая и ранимая графика - очень соответствует сюжету. Женщина если и может что рисовать, то, разумеется, не картину, а в лучшем случае - маленькую акварельку. Рисовать она может не за мольбертом, а сидя перед окошком и качая свободной рукой задремавшего ребенка. Ну и, естественно, рисует она то, что видит - садик или колыбель. Собственно говоря, из этих "садиков и колыбелей" состоит основная часть экспозиции "Женского взгляда". Но тут следует заметить, что и тематическое, и стилистическое единообразие выставки продиктовано прежде всего техникой: художники-мужчины, если уж брались за акварель и рисунок, то тоже редко обращались к батальным сценам или эпизодам соцсоревнований.
Тем не менее у Третьяковки получилась очень удачная выставка - связная, не рассыпающаяся на части, с вполне конкретной атмосферой. Может быть, потому, что главному музею страны до сих пор проще пользоваться стереотипами, просто их иллюстрируя. Даже если эти стереотипы по своей природе мужские. А коллектив Третьяковки, как известно, по преимуществу женский.