Как получилось, что в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, нашу святыню, привезли этого чуждого нам сюрреалиста С. Дали?
О. Смирнова, Москва
Ровно месяц в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина была открыта выставка испанского художника Сальвадора Дали.
Около 160 работ - рисунков, гравюр, гобеленов, скульптурных произведений - представил французский собиратель и популяризатор творчества художника Пьер Аржиле для первой экспозиции С. Дали в Москве.
Нужно признать, что еще не так давно на имя и творчество художника было наложено табу, а если о нем говорили, то как о "шарлатане" и "символе буржуазного искусства". Вот и получилось, что ни одной его картины в музеях нашей страны нет, в то время как 28 галерей мира, в том числе Лувр, их имеют. Может быть, уже этот факт дает основание для того, чтобы усомниться: насколько правильно было бы отвергать все творчество С. Дали?
Свою первую выставку (11 мая ему исполнилось 84 года) художник открыл 70 лет назад. С 17 лет он занимался рисунком и живописью в Академии изящных искусств Сан- Фернандо в Мадриде. Учился в Барселоне у знаменитого педагога Хуана Нуньеса.
Им создано более 1200 художественных работ, проиллюстрированы книги "Дон Кихот", "Фауст", "Дон Жуан", множество других. Он пишет труды по теории живописи. Мастер преклоняется перед Рафаэлем и Веласкесом, считая, что модернизм никогда не превзойдет классиков Ренессанса.
Живописец - член испанской и французской академий искусств. Искусствоведы Запада ставят его в один ряд с Пикассо. Из приведенного, наверное, можно понять, что речь идет отнюдь не об ординарном художнике и тем более не о "шарлатане".
Личность мастера неоднозначна и противоречива. Он дружил с Федерико Гарсиа Лоркой и сам писал стихи, с кинорежиссером Луисом Бунюэлем снимал фильмы. Он гордился своим знакомством с генералом Франко и в то же время был единственным, кто выписывал в своем городке газету французских коммунистов "Юманите". Конечно, составляющими славы художника были намеренный эпатаж и экстравагантность. Он мог заявить, например, "что в момент создания я сам не понимаю смысла своих вещей", и в противовес этому - что каждую картину долго обдумывает, "если бы я не был таким умным, то писал бы куда лучше".
Пьер Аржиле на открытии выставки отметил, что С. Дали с интересом наблюдал за СССР, мечтая выставиться на родине своей жены Елены Дьяконовой, с которой прожил более 50 лет.
Известно, что еще в 1929 г. молодой художник в Париже примкнул к литературно- художественному течению сюрреалистов (буквально - сверхреалистов), провозгласивших источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Одной из характерных черт сюрреализма стала "пугающая противоестественность сочетания предметов".
Нередко утверждают, что сюрреализм - оторванное от реальной действительности течение. Но разве нет пугающей противоестественности хотя бы в том, что до сих пор мир висит над пропастью кошмара ядерного апокалипсиса, разве не деформировались реальности жизни от субъективного воззрения "отца народов", когда ночами на невинных налетали "черные вороны" или когда совсем недавно дорисовывали грудь маршала до суперменских размеров, чтобы поместилась очередная звезда "героя"...
Можно и нужно спорить о сюрреализме, но одно бесспорно - и это заметил еще Белинский, - что между жанрами искусства не может быть китайской стены. Процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур не может зависеть от указаний и запретов.
Нельзя видеть мир, как это было у нас в недавнем прошлом, только в белом или только в черном цвете. Такое деление обедняло нас и приводило к духовному дальтонизму - серости. Время гласности снимает ярлыки и запреты. И конечно, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Вот и стояли люди в музей по 8 часов, чтобы приобщиться к миру художника и самолично разобраться, что чуждо и что нет. Видимо, это тоже может считаться своеобразным ответом автору вопроса.