12 сентября в ГМИИ им. Пушкина откроется выставка, посвящённая 400-летию со дня рождения Рембрандта.
ПОЛНОЕ её название: "Рембрандт, его предшественники и последователи. Произведения из музеев России, Франции и США". События подобного масштаба - дело нечастое. Последняя крупная выставка Рембрандта состоялась в 1969 г., да и то на ней экспонировались только работы из собрания ГМИИ. О выставке же 1956 г., где были представлены произведения ещё и из Эрмитажа, помнят разве что московские старожилы или самые отчаянные любители живописи.
"Рембрандты" с Сухаревки
"ТАКИЕ выставки случаются не чаще чем раз в 25-30 лет, - говорит Вадим Садков, доктор искусствоведения, зав. отделом ГМИИ им. Пушкина. - Они, как правило, обусловлены юбилеями - более или менее круглые даты со дня рождения или смерти. Кстати, очень часто возникают вопросы и даже серьёзные дискуссии на тему "что нового могут дать подобные выставки". Да, с одной стороны, наследие Рембрандта известно всем и неплохо изучено. Но с другой... Понимаете, у каждого поколения должен быть свой Рембрандт. Восприятие меняется вместе со временем, с общей обстановкой. Вот у людей XIX столетия свой Рембрандт был. Это отлично видно по... подделкам - художники, пытающиеся сваять фальшивки, обладали каким-то особенным, только им присущим видением, которое принципиально отличается от восприятия людей и XVIII, и XX вв. А если учесть то влияние, которое Рембрандт оказал и на европейскую, и на русскую живопись, то подобные выставки необходимы".
Влияние и популярность Рембрандта иной раз действительно зашкаливали. Во всяком случае в Москве-то уж точно. Многие московские бытописатели рубежа XIX и XX вв. оставили любопытные свидетельства по этому поводу. Например, среди торговцев Сухаревки имя Рембрандта стало нарицательным - так называли обнищавших деклассированных художников-алкашей и почему-то собирателей живописи: "Что за портрет? Не разберёшь - мужик али баба? Стёрся... и в дырах. Рембран купит. По рублю за дыру, ему чем боле дыр - тем дороже!" И многие московские собиратели-антиквары лелеяли мечту найти неизвестные работы самого Рембрандта. В своё время в среде антиквариев это было навязчивой идеей, почище чем библиотека Ивана Грозного.
"Мечта красивая, но неосуществимая уже к XIX в., - продолжает Вадим Анатольевич. - Возможность найти у какой-нибудь бабки на чердаке или в подвале неизвестного Рембрандта близка даже не к нулю, а к отрицательной величине. Другое дело, что подобные открытия всё-таки имеют место, но только среди тех работ, которые относятся к произведениям мастерской Рембрандта. Любопытные коллизии происходили с полотном "Явление Аврааму трёх ангелов", что хранится в Эрмитаже и будет у нас на выставке. Долгое время считалось, что это - настоящий Рембрандт. Потом решили, что всё же авторство надо поставить под вопрос. И только сравнительно недавно выяснилось, что да, писал картину кто-то из учеников мастера, но "тонкую доводку" Рембрандт производил самостоятельно. Или взять "Изгнание из храма". Полотно из собрания известного московского парфюмера и коллекционера Брокара. Зная, что Брокар собирал всё подряд и особым знатоком не был, многие специалисты считали, что эта картина принадлежит кисти кого-то из учеников. А на самом деле оказалось, что это - настоящий Рембрандт, правда, очень молодой, ему тогда было всего 20 лет. Но в коллекции Брокара он оказался действительно случайно..."
С лупой наперевес
МОСКОВСКИМ коллекционерам с живописью Рембрандта вообще не повезло. Основной корпус его произведений был куплен питерскими коллекционерами царского происхождения. Москвичи конца XVIII в. тягаться с матушкой Екатериной, конечно, не могли. Праздник на нашей улице настал лет через сто, когда рынок сильно изменился и самые известные полотна давно "были где надо" - в музеях и крупных коллекциях. Так что "московский вкус" оформился вынужденно. Предпринимателям и состоятельной интеллигенции приходилось довольствоваться работами учеников или учителей Рембрандта. Правда, отчасти реванш был взят по части графики. И это не менее почётно, поскольку ещё первый биограф великого голландца написал: "Славу и богатство Рембрандту принесли офорты". И здесь мало что может сравниться с коллекцией москвича Николая Мосолова - почти все офорты из его собрания пришли в Россию не позже XVIII в. Кое-кто, кстати, до сих пор лелеет надежду, что графика Рембрандта могла попасть в Москву при жизни мастера - в середине XVII столетия: известно же, что и наш дипломат Ордин-Нащокин, и думный дьяк Виниус держали у себя дома голландские гравюры. Так чем чёрт не шутит?
"Хоть это и из области фантастики, но совсем исключить попадание в Москву того времени гравюр Рембрандта, наверное, нельзя, - говорит Наталья Маркова, зав. отделом графики. - Голландцы тогда относились к гравюрам как к актуальному товару. И каждая торговая экспедиция везла с собой некий запас гравюр. А голландцы активно торговали в Москве задолго до Петра I, как раз при жизни Рембрандта. Но однозначно утверждать, что в Москву целенаправленно везли офорты великого голландца, не могу. Вряд ли тот же Ордин-Нащокин при всех его достоинствах мог считаться ценителем и собирателем живописи на европейском уровне. А отправлять на продажу произведения прославленного мастера и не знать, купят их или нет, - слишком большой риск. Впрочем, случаи бывают разные..."
На выставке кроме 60 живописных полотен будет представлено ещё 60 офортов и 17 рисунков великого голландца. И, наверное, стоит кое-чему поучиться у питерцев - там настоящие ценители искусства никогда не обходят своим вниманием графику. Более того, иные из них приходят на выставку насладиться не столько богатством красок, сколько точностью рисунка, для чего специально берут с собой... сильные лупы.