МУЗЕЙ "Московский Дом фотографии" (директор О. Свиблова) перевез в собственные выставочные залы на Остоженке открытую им еще в 1999 году галерею "Глаз", до этого располагавшуюся в подвале Московского центра искусств на Неглинной улице. А уже с осени "Глаз" получит в МДФ отдельное помещение и заработает на полную мощь, предлагая всем желающим "современные отпечатки с авторских негативов классиков российской фотографии, а также работы звезд современной зарубежной и российской фотографии" (цитата из пригласительного билета на открытие выставки галереи). Не говоря уж о постерах, альбомах и книгах. МДФ как бы выступает апологетом чистого искусства, а его дочернее предприятие "Глаз" - расчетливым торговцем, во многом способствующим, однако, выживанию патрона. Дом фотографии ведь имеет музейный статус, а значит, не может заниматься коммерцией. Но, как всякому отечественному музею, средств ему хронически не хватает.
Впрочем, учреждение коммерческой галереи при Московском Доме фотографии - вопрос не только финансовой выгоды. Как ни странно, существование "Глаза" органично вписывается в философию и идеологию МДФ, поставившего себе целью популяризацию искусства фотографии и донесение его до самых широких масс. Ольга Свиблова бесконечными выставками, фестивалями и фотобиеннале доказала, что карточка в паспарту и раме не менее престижна и ценна, чем картина или скульптура. Она имеет ценность и символическую, и вполне конкретную, выраженную в рублях или у. е. Это, в конце концов, - модный и дорогой товар. А коли так, то должны быть возможности товар приобрести. "Элегантным людям в стильных интерьерах хочется видеть изящные произведения искусства", - объясняет пресс-релиз назначение галереи "Глаз". И понятно, что имеется в виду под "изящными произведениями искусства".
Главное достоинство "Глаза" в том, что профессиональный вкус Свибловой не дает уравнять "изящное" с салонным, красивеньким и мелкобуржуазным. Нынешняя выставка-продажа в залах МДФ - это прежде всего работы современных художников (именно художников, а не фотографов, поскольку для "актуального искусства" фотография стала одним из привычных языков). Работы все-таки без уже ожидаемых от современного искусства шока и провокации (за исключением сюжетов активно раскручиваемого Свибловой йошкар-олинского самородка Сергея Чиликова), но и без умильного потакания зрителю. Например, сдержанно-строгие и одновременно стильные черно-белые этюды с автомобилями Кати Голицыной мало кого оставят равнодушными. Ну а если "Глаз" и представляет гламурную фэшн-фотографию, то это целый зал работ американки Лилиан Бассман, классика жанра, создавшей собственный неповторимый стиль с тающими на глазах и таинственно светящимися моделями-призраками. Для полноты картины один зал экспозиции "Глаза" отдан современным отпечаткам дореволюционной и советской фотоклассики. Вкусы у фотоманов разные: кому-то подавай Ялту, Севастополь или Петербург начала века от старшего и младшего Вечерских или Альфреда Эберлинга - приметы жизни давно ушедшей, участников которой практически уж нет. А кто-то без ума от черномазых шахтеров-стахановцев Марка Маркова-Гринберга или от Москвы 1950-х Ивана Шагина с ее павильонами ВДНХ, станциями метро и улицей Горького - для одних щемяще знакомой и совсем неведомой для других.
В общем, услуги "Глаза" небесполезны всем, любящим фотографию. Были бы средства. Хотя бы долларов сто... Но посмотреть можно почти бесплатно.