ВЫСТАВКИ гравюр, нередко случающиеся в наших музеях, обычно оказываются удовольствием исключительно для знатоков. Лишь они готовы с упоением рассматривать пожухлые листы небольшого формата - или вообще черно-белые, или блекло и грубо подкрашенные. Однако открывшаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ул. Волхонка, 12, 31-й зал) выставка под игривым, из сатиры поэта Антиоха Кантемира взятым названием "Представь мне щеголя..." может оказаться любопытной зрителю самому разному. Ибо она посвящена, как гласит подзаголовок, "моде и костюму России в гравюре XVIII века".
Если речь о моде, то должны потянуться на Волхонку многочисленные читатели (точнее, читательницы) наших глянцевых журналов, дабы узнать, откуда есть пошла сегодняшняя фэшн-индустрия, что носили давешние щеголи и щеголихи. И как выглядели два с половиной века назад всякие журналы - на отдельном стенде представлены выпуски "Модного ежемесячного издания или библиотеки для дамского туалета", печатавшегося знаменитым просветителем-масоном Николаем Новиковым в 1779 г.
Но речь на выставке идет еще и о гравюре. А в XVIII веке, когда в России еще только становящееся на ноги светское искусство с завистью оглядывалось на чужеземные высокие образцы, единственно оригинальным, независимым жанром был лубок, предназначенный для простого люда. Даже когда лубочный мастер копировал "скоромные французские картинки", он их еще больше угрублял и упрощал, сопровождая к тому же совсем уж "русскими", часто скабрезными подписями, обличающими распутных, расточительных и глупых щеголей. Вроде монолога злонравного красавца: "Какая б молодица, иль хотя девица, моей красоты подивится, дает уж первая иесть, хочет знакомство со мною свесть" (старорусское "иесть" не имеет никакого отношения к обозначению процесса приема пищи). Лубок, в котором изображение и текст уравнены в правах, - прадедушка нашего комикса. А значит, выставка в ГМИИ окажется полезной расплодившимся комиксерам и их фанам. Не говоря уж о любителях сальных анекдотов.
Наконец, академическая по духу выставка сквозь призму моды, но очень досконально показывает историю Отечества в "осьмнадцатом столетии". В эпоху, когда в результате петровских реформ начала складываться новая русская культура и европейский костюм был ее важным "агентом влияния". Над щеголями, конечно, потешались, но всем, кроме духовенства и "пашенных крестьян", вменялось в обязанность перейти на "платье немецкое". Представленные в ГМИИ гравюры западных художников, сумевших, по собственным словам одного из них, "обнаружить красоту в простоте и живописности народных костюмов", показывают повседневные одеяния разных социальных слоев русского общества, наглядно подтверждая радикальность случившихся "переодеваний". Когда вместо сарафанов и шуб появились кринолины и сюртуки и когда вместо костюма появилась мода.