Недавно в Москве проходил первый Всесоюзный фестиваль моды. Более 20 коллективов домов моделей и предприятий показали свои творческие и промышленные коллекции одежды. Предлагаем вашему вниманию беседу с участниками фестиваля.
С. ТИТОВА, директор Киевского Дома моделей:
- Хоть и не все модели мне понравились (это естественно), но в основном было чувство гордости за отечественное моделирование. Хороший уровень.
- На некоторых трикотажных изделиях киевлян слова "Перестройка", "Вся власть Советам". Сделано это с большим тактом, вкусом, но, согласитесь, непривычно как-то...
- Да сегодня советская символика едва ли не самая популярная в международной моде! А для нас - непривычно... Сейчас наш Дом моделей готовит коллекции для фирм из Финляндии, ФРГ, Италии. Так вот с итальянцами, например, мы вместе смотрели в музее нашу одежду 20 - 30-х годов, на основе отобранного материала создаем сейчас модели. Непременное требование фирм - чтобы на изделии было написано "СССР".
Интерес к нашей стране сейчас огромен в связи с происходящими у нас переменами, и это сказалось на моде. Так почему мы опять должны дожидаться, как было не раз, чтобы мода пришла к нам из Парижа?
А. СЕКАЧЕВА, заместитель директора Всесоюзного центра развития ассортимента товаров легкой промышленности, моды и культуры одежды:
- Фестиваль стал хорошей школой. Лучшие - Общесоюзный, Ленинградский, Киевский, Белорусский дома моделей задали ему высокий творческий и исполнительский уровень.
Готовя фестиваль, мы хотели достичь и еще одной цели - выявить личность художника, поднять престиж его авторского знака.
- Много на фестивале было моделей, предназначенных для массового выпуска?
- 70% показанных моделей - это промышленные коллекции. Но ведь и творческие, которые формируют образ моды, тоже определяют основные приметы массовой одежды.
- Ангелина Викторовна, но, поставив перед собой цель поднять престиж авторского знака художника, нельзя не подумать о том, дойдет ли изделие до покупателя таким, каким модельер задумал его...
- Я надеюсь на хозрасчет, который должен раскрепостить производство. Ведь на моде можно очень хорошо зарабатывать. А в условиях самоокупаемости и самофинансирования это условие будет для предприятий жизненно важным.
Кстати, с 1988 г. наш Центр тоже переходит на хозрасчет, и мы будем выпускать небольшими партиями изделия для магазина "Люкс". Это будет не отдельное платье, костюм, туфли, шарф, шляпа, а одежда в ансамбле. Собственно, создание одежды в ансамбле - так, как и одевается человек, - главная задача Центра, законодателя моды в нашей- стране. Его задача - координировать и соединять усилия специалистов по текстилю, швейным и трикотажным изделиям, обуви, кожгалантерее, фурнитуре.
- Но чтобы ваши усилия не остались "искусством для искусства", необходима хорошо налаженная система пропаганды культуры одежды...
- Конечно, и прежде всего эту функцию выполняет журнал мод, который мы издаем. С 1988 г. он полностью изменится, станет более объемным и другого формата. Он будет ориентироваться на всю семью. Детям - особая книжка, рисованная, и сделают ее лучшие художники. Ведь прививать вкус к моде нужно с детства.
В журнале вы сможете найти интересные статьи о моде, о культуре одежды, советы, информацию о наших международных контактах.
Кроме того, ежегодно мы снимаем два фильма о направлении моды, тиражируем их, распространяем по всей стране. Но, к сожалению, кинопрокат не часто показывает их.
С января в Центре можно будет посмотреть советские и зарубежные видеофильмы о моде. Недавно после ремонта открылся и демонстрационный зал - показы предполагаются не реже одного раза в месяц.
Сейчас мы работаем над созданием театра моды, балетмейстером в который приглашен Марис Лиепа.
Обретает практическую основу наша мечта открыть школу манекенщиц.
Скоро на телевидении появится новая, регулярная передача, посвященная моде.
- Ангелина Викторовна, только что вы долго беседовали с сотрудниками западногерманского журнала "Штерн"...
- Они хотят несколько страниц своего журнала посвятить советской моде. Им очень понравился фестиваль, модели, манекенщицы, сценарий. Но не только этим, конечно, объясняется их желание показать наши работы. Главное - большой интерес в мире ко всему, что сейчас в стране происходит. Естественно, сказалось и успешное участие ОДМО и нашего Центра во втором Международном фестивале моды в Париже, который проходил в сентябре. Мы очень жалели потом, что так мало привезли моделей. Честно говоря, побоялись. И поняли - зря, у нас есть все основания смелее выходить на международную арену.