К яркости женских нарядов я уже привык. Но мужчин, без всяких на то оснований, подозревал в маскараде и все еще питал робкую надежду, что увижу нормально одетого человека, - жалкий самообман. ...Передо мной сидели две мулатки в накидках из взъерошенных перьев попугая. Видно, такая теперь была птичья мода.
...Я не знал, куда смотреть. Передо мной стоял мужчина в чем-то пушистом, как мех, переливавшемся металлическим блеском. Он держал под руку женщину в пурпуре. Ее платье было усеяно огромными, как на павлиньих перьях, глазами, и эти глаза мигали. Нет, мне не показалось; глаза ее платья, в самом деле, открывались и закрывались.
Какой-то юноша, одетый так, словно на нем застыла растекшаяся по телу ртуть, раздувшаяся буфами - или вспенившаяся? - на плечах и в обтяжку на бедрах, разговаривал со светловолосой девушкой, прислонившейся к чаше фонтана.
(Станислав Лем. "Возвращение со звезд")
Все известные писатели-фантасты, описывая жизнь в XXI веке, очень большое значение придавали одежде "людей будущего". Все поголовно считали, что они должны быть совершенно на нас с вами не похожи. Непонятные "космические" костюмы - еще бы, ведь мы все уже давно летаем на Луну или Марс, как к себе домой. К тому же теплая одежда, похоже, существовать вообще не должна - истребили, как класс, потому что обещанное глобальное потепление все-таки наступило. Мы всему этому верили и в глубине души надеялись, что все так в итоге и будет. И вот наконец этот самый XXI век вступает в свои права. Хотелось бы узнать мнение российских модельеров о том, что случится с нашей одеждой в новом веке.
Людмила Мезенцева считает, что для нового века будет свойственен "новый шик естественности". Мода станет своего рода "рамой для личности", которая призвана дополнять ее. Она воспринимает "человека нового века" эдаким "бомжем на помойке цивилизации", потому что свой костюм он будет составлять из ее остатков, сочетая несовместимые вещи. Кусочки этнического костюма, металл, пластик. Юбки из клеенки - ведь так удобнее, можно не заботиться об их чистоте, - запачкать такое сложно. Дорогие ткани, вроде парчи, бусы аборигена, металлический шнур или обрывок проволоки - все это обязательно пойдет в дело.
Андрей Шаров уверен, что в наступающем веке практически не изменятся взгляды на одежду. "Я полон пессимизма. Ничего не произойдет с появлением этой единицы". То есть до космических костюмов нам еще далеко. Точно так же, как было пять или шесть лет назад. Конечно, происходят какие-то сдвиги, но мода идет по ступенькам. "Если и будет какой-то скачок, то, скорее всего, только в технологиях. В материалах - над ними сейчас работают больше всего. Уже появилось много высокотехнологичных тканей, но пока они идут на создание спортивной одежды. Думаю, в новом веке их приспособят и под массовую одежду".
Владимир Зубец вполне согласен с фантастами - теплая одежда практически перестанет существовать. "Мы не будем носить пальто и теплые вещи - в нашем понимании этого слова. Скорее всего, всегда будем носить легкие вещи, но они все равно будут нас согревать даже в самые лютые морозы. За счет тканей. Потому что в XXI веке появится масса новых материалов и огромное количество новых технологий, о которых мы еще и не знаем даже. Мы ведь даже не подозреваем, что так и из этого можно делать одежду, - а это все появится и станет совершенно обычным делом. Впрочем, новая одежда будет достаточно футуристичной (в нашем понимании этого слова), тем не менее сохранится преемственность времен. Потому что активно будут использоваться элементы ретро (20-30-40-е годы будут очень актуальны)".