ЗА И ПРОТИВ. Суд над КПСС на улице и в зале

   
   

Наши корреспонденты побеседовали со сторонниками и противниками ЦК КПСС и КП РСФСР, собравшимися на улице и в зале Конституционного Суда, где проходят сейчас его заседания.

НА УЛИЦЕ

В. Соломатин, 48 лет:

- Нужен не Конституционный, а самый настоящий суд над всеми "коммуняками" и иже с ними. Ведь дай им время оправиться - и они покажут нам такой оскал... страшно станет. Только теперь они придут под новыми именами и с новыми лозунгами.

Пожилой мужчина (представиться отказался):

- Надеюсь, что суд примет единственно правильное решение: партия должна существовать, она имеет на это право. Я был в прошлом членом КПСС, и если бы партия возобновила свою деятельность и предложила бы конкретный выход из той кризисной ситуации, в которой мы оказались, то многие бы вступили в нее. Беда в одном - партия на сегодняшний день не имеет настоящего лидера.

Г. Чеканов, студент:

- Мне странно и даже смешно видеть на экране людей в черных мантиях и судейских шапочках с кисточками. Все это напоминает сейчас какое-то театральное действо. Когда указы издавались, они действительно были необходимы, чтобы нейтрализовать боевой дух "авангарда" партии. Но срок действия указов должен был быть ограничен четкой датой. Какую опасность представляет партия сегодня? Ведь это просто сборище зашоренных, несчастных старых людей, хотя ими и могут управлять всякие бабурины или другие, более "юные" вожаки. Молодежь к ним не пойдет.

Г. Комаровская, работник коммерческих структур:

- Если бы это был настоящий суд над партией, то это имело бы смысл. Я считаю, что указ Президента был правильным и отменять его безнравственно по отношению ко всем, кто пострадал когда-либо от коммунистов. Если партия возобновит свое существование, это станет новым несчастьем для России. Тем более, если ее лидером станет военный наподобие Б. Громова или командующего 14-й армией А. Лебедя.

Пенсионер с орденскими планками на груди:

- Не КПСС надо судить, а предателя Горбачева!

Вот что сказали две женщины, спорившие друг с другом:

- Я, как и многие, хочу только одного - порядка в стране. Когда у власти стояла партия, все было в порядке.

- Коммунисты хозяевами над нами были почти восемьдесят лет, а до чего мы дожили...

В ЗАЛЕ

   
   

МНЕНИЯ ТОВАРИЩЕЙ

В. ИВАШКО, пенсионер (только что прошедший в подполье XXIX съезд КПСС исключил его и М. Горбачева из рядов КПСС):

- Наверное, кто-то хочет устроить суд над партией. Но в каком государстве мы и наши дети хотим жить? Если в демократическом и правовом, то торжествовать должны право и закон.

Что касается исключения из КПСС, в правовом государстве может собраться любая группа людей и объявить себя кем хочешь - хоть Наполеоном, хоть Юлием Цезарем. Никакого XXIX съезда не было. Вот и все!

Е. ЛИГАЧЕВ, пенсионер:

- Конституционный Суд считает, что он должен рассмотреть правовой вопрос, юридический. И суд будет делать все, чтобы не превратить процесс в политический. Но, вообще говоря, очень трудно отделить его правовую сторону от политической. Но - посмотрим. Что касается исключения Горбачева на XXIX съезде, то я не знаю, что это за съезд и не признаю его. Горбачев фактически сам решил этот вопрос, когда покинул партию в самом критическом ее положении. Я не могу его понять ни с человеческой, ни с политической точки зрения.

Ю. СЛОБОДКИН, депутат России:

- Запрет КПСС - это одна из величайших глупостей, которые допускают люди, пришедшие к власти. Меня удивляет, насколько неистребима унтерпришибеевская нетерпимость к инакомыслию. Наши политики никак не могут преодолеть эту болезнь.

Если следовать логике наших оппонентов, то у Верховного суда США тоже была необходимость проверить конституционность, например, демократической партии США, когда президент Трумэн отдал приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Уже признано, что это был эксперимент над живыми людьми. Никакой военной необходимости не было. Но в Америке никто такой вопрос не ставит.

ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТОРОНА

Г. БУРБУЛИС, госсекретарь Российской Федерации:

- Фактически идет необходимая процедура уяснения глобальной проблемы истории России и роли в ней коммунистического режима и политических структур, которые его воплощали. Вместе с тем очень надеемся, что из той пристрастной невнятицы, которая сейчас предлагается в качестве аргументов как политического, так и юридического характера, Конституционный Суд сможет вычленить действительный предмет разбирательства. Вынесет решение, достойное как этого высшего органа, так и наших российских реформ и их перспектив.

С. ШАХРАЙ, депутат России, представитель Президента на суде:

- Вообще немного грустно от того, что зал заседаний Конституционного Суда некоторые депутаты превращают в арену сведения групповых, фракционных и политических счетов. В этом зале одна группа депутатов отстаивает якобы неконституционность указов, то есть решает свои политические проблемы. Другая группа депутатов отстаивает неконституционность КПСС - тоже свои политические цели. Но ни одна из трех законных ветвей власти не заявила о том, что их прерогатива нарушена. От этого грустно.

Здесь нет суда над КПСС. Надеюсь, что не будет и суда над Президентом.

А вот какие чувства испытывает адвокат А. МАКАРОВ, известный своим участием в "чурбановском" процессе:

- Откровенно говоря, я глубоко убежден, что и в том, и в другом процессе я защищаю право. Но самое сильное чувство, которое я испытываю сию минуту, слушая оппонентов, можно передать словами одной известной личности: "Они ничего не поняли, ничему не научились".

Г. СТАРОВОЙТОВА, депутат России:

- С одной стороны, у меня праздничное настроение - мы дождались исторического суда. С другой стороны, я тревожусь за его исход и последствия. Я опасаюсь, чтобы стороны не сузили рассмотрение, не затронув вопросов о преступной политической практике КПСС. Я имею в виду разжигание национальной розни между народами наших республик внутри СССР. Я имею в виду благословения, которые давали верхи партии на ввод войск в Венгрию и ЧССР, на введение военного положения в Польше, на начало афганской авантюры. Свидетели всех этих акций живы. Почему бы не пригласить в суд г-на Дубчека, г-на Ярузельского, г-на Наджибуллу, наших коллег из Венгрии, Прибалтики и Закавказья?

Российский депутат О. РУМЯНЦЕВ:

- Я испытываю чувство глубокого сопереживания старшему поколению, глядя на представителей противоположной стороны. Как можно думать о своей партии, как о вечной, если в ее рядах практически нет молодежи? Я смотрю с безусловным уважением на ветеранов, но если коммунистическая или социалистическая идея может жить в России, то носителем ее должна быть прежде всего молодежь, которая в свою очередь решительно отмежуется от антиконституционной природы КПСС.

И в заключение -мнение Председателя Конституционного Суда В. ЗОРЬКИНА:

- Страсти не должны накаляться. И в каких бы частях зала ни сидели стороны, после заседания надо цивилизованно сесть за общий стол и вместе выпить по чашке чая. Понимаете, для того чтобы в будущем мы вместе жили на том куске Земли, который называется "Россия", а не уничтожали друг друга, как белые и красные, я думаю, следует воспользоваться моим рецептом.

Смотрите также: