В последнее время телевидение - в центре внимания. Как сделать так, чтобы оно и информировало, и повышало духовность, и развлекало? Ответы на эти вопросы мы собираемся найти в серии публикаций с известными "телемэнами". Первая беседа - с Борисом НОТКИНЫМ, интересным интеллигентным человеком, встреч с которым всегда ждут каждый вторник телезрители Московского канала.
- Борис Исаевич, мы вас видим на экране как ведущего передачу, где отвечают на не всегда удобные для них вопросы многие авторитетные люди. А что остается за кадром? Каковы ваши впечатления от собеседников?
- Я бы разделил их на две категории: тех, кто понимает, что чудес на свете не бывает и что к передаче надо готовиться. И тех, кто говорит мне: на все вопросы отвечу.
- Это, наверное, люди, занимающие высокие должности?
- Не обязательно. Больше всех готовил передачу Александр Николаевич Яковлев. Еще когда он был на самом верху, я у него бывал в кабинете. С Примаковым, когда он еще был президентским советником, часа три готовились.
- А скажите, что вы чувствуете, когда ваш собеседник врет?
- Это очень часто происходит. Но врут не "по-черному", а просто показывают одну сторону картины, ту, которая удобна. И вот этим искусством многие политики владеют прекрасно.
- Хорошо, но тогда я могу сказать, что и вы владеете этим искусством неплохо: задаете вопросы, так сказать, "с плюсом". Получается, что и вы не можете сказать всей правды. Предположим, человек пришел на передачу, а от него пахнет вином?
- Это бывает довольно часто.
- Но вы об этом молчите? Или вы же не можете на встрече с каким-то известным деятелем вдруг достать из стола документы и сказать: а вот вас сфотографировали с любовницей, а тогда-то вы брали взятки, а вот на вас было уголовное дело заведено...
- Да, правильно, это нереально, так как ко мне потом никто не пойдет. Но если даже я это сделаю, то никакого смущения или разоблачения не произойдет. Вы показываете фотографию, где некто сидит в обнимку с какой-то женщиной. Он скажет: ой, это замечательный человек, это жена моего друга...
- А через час врывается в студию жена...
- Она не побежит. У них там полное взаимопонимание. А уголовное дело? "Да, заводили. Хотели так расправиться за строптивость".
- Вы беседуете и с "бывшими", и с будущими политическими деятелями. Есть ли ощущение, что новые лучше старых? Какая от них аура исходит?
- Большинство из них - это люди с большим обаянием. Но, к сожалению, у многих это единственное из главных качеств политика. Объясню "от противного". Президент США Буш был не такой уж неотразимый, но во внешней политике как он классно все делал! Почему? Потому, что собрал хорошую команду. Я не верю, чтобы в такой великой стране, как Россия, нельзя было найти "алмазы", которые можно было за год-два отшлифовать в "бриллианты".
- Подбираются люди пониже уровнем?
- Пониже. Вместо того, чтобы искать, таланты "на вырост".
- Борис Исаевич, вы человек "телевизионный", работаете на нашем телевидении, изучали западное. Каким оно должно быть? Дело в том, что нормальная жизнь простого человека на экране не видна. Идет сплошная политика или информация из "горячих точек". Но, к счастью, у нас большая часть России, Украина, Беларусь, другие страны все-таки не в огне.
- Самое лучшее ТВ в мире - Би-би-си. Принципы его устройства проще всего перенять и нам. Во-первых, оно не финансируется правительством, а за счет налога на пользование телевизором. Сейчас он равняется 80 фунтам в год. Во-вторых, генеральный директор и его замы назначаются тоже не парламентом или правительством, а Советом попечителей, состоящим из самых прославленных и независимых личностей страны. Поэтому власти ни через деньги, ни организационно влиять на политику Би-би-си не могут.
У нас аномальная система, когда я как комментатор критикую власти, из рук которых я получаю зарплату и которые могут назначить мне начальника, способного сделать мое пребывание на службе невыносимым.
- Скажите, как вам удается выглядеть так импозантно?
- Первый мой самый удачный костюм - белый - я купил в Америке, когда выступал на научной конференции. Не меряя, за смешную сумму - 10 долларов. Если не подойдет, думаю, подарю. Этот костюм на иностранцев производит очень плохое впечатление - они знают, что нормальный приличный костюм в Америке стоит 250 - 300 долларов, а хороший - долларов 800. Но на нашу публику - весь в белом - это хорошо! Дальше, у меня финский костюм, купленный женой в Москве за 260 рублей. И еще у меня костюм, который мне сшил блистательный художник-модельер Александр Игмант. Он настолько классный, что, когда я интервьюировал Теда Тернера с Джейн Фондой, они мне сказали: "О, какой на вас элегантный костюм".
- Значит, все это не телевизионная спецодежда? Ведущие вынуждены себе приобретать все сами?
- Да. Но я не считаю, что, если бы я был в пять раз лучше одет, я стал бы на 10% лучше вести передачи.
Смотрите также:
- МАЛО КТО МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬ ТЕМ, ЧТО ЕГО БИЛ БАРАННИКОВ. Андрей Караулов: "У меня давно нет позиции, потому что я журналист" →
- Ольга Романова: "Каждый министр - это роман" →
- АРТИСТЫ телик не смотрят, А ты смотришь tv? →