Изучают ли сегодня ученые состояние нашего общества? Каковы их диагнозы? Есть ли рекомендации по лечению? Об этом рассуждает директор Санкт-Петербургского института медико-психологических проблем М. РЕШЕТНИКОВ.
И ПРАВИТЕЛЬСТВО, и ученые, и все общество пока мало заботились об общественных или человеческих аспектах реформ, можно сказать, "упустили" то, что реформируется прежде всего не экономика, а сознание людей, их психология.
Сейчас сложились условия, когда все большие группы людей проявляют склонность к агрессивным формам поведения, которые могут вылиться в неуправляемые стихийные формы социального взрыва.
Люди ориентированы не столько на свободу (которой они практически не знают), сколько боятся хорошо им известной "несвободы", и этот фактор объясняет уровень социальной терпимости населения. Но он не бесконечен.
Реформы нужны, другого пути нет. Это тяжелый путь, и никакая смена правительства положения не улучшит (может быть только наоборот). И в то же время смотрите, что происходит:
* Авангард общества - его интеллектуальная элита, которая поддержала реформы на их начальном этапе, в настоящее время в значительной степени утратила в них веру и не проявляет склонности к социальному партнерству с правительством.
* Появившиеся представители (но современным отечественным стандартам) крупного банковского и биржевого капитала в целом поддерживают правительственный вариант реформ, но, хотя и обладают самой мощной материальной (финансовой) базой, пока не представлены на уровне формирования стратегических решений.
* Часть рабочего класса, как наименее подготовленная к принятию реформы, пока не получившая от нее никаких материальных выгод, но сумевшая осознать угрозу потери рабочих мест и гарантированной заработной платы, является объектом политических манипуляций.
* "Старый" истеблишмент, предпринимающий попытки активного противодействия правительству, сейчас ищет и формирует собственный вариант реформы, который, в отличие от правительственного, отражает интересы не столько народа, сколько "номенклатуры". Наиболее вероятной социальной базой для реализации этого может явиться национально-патриотическое и рабочее движение (при опоре на его новых лидеров), так как цели части рабочих и истеблишмента сейчас совпадают: не допустить ликвидации госпредприятий.
Ситуация осложняется тем, что (в отличие от "старой") новая ("поставгустовская") номенклатура не обладает достаточным хозяйственным, управленческим и политическим опытом, а часть ее вообще не способна к этому виду деятельности. А управленческие способности - это такая же реальность, как музыкальные, художественные или любые другие, но гораздо более социально значимые...
Я ученый, а не политик, но надеюсь, что здравый смысл и стремление к национальному согласию возобладают во всех слоях общества. На наш взгляд, необходимо восстановление социального партнерства со старым и новым истеблишментом (включая "поставгустовский"). Можно назвать еще несколько условий повышения эффективности реформ:
- Изменение налоговой политики в целях достижения баланса интересов граждан и государства.
- Существенная дифференциация налоговой политики в отношении производителя товаров и посредника.
- Принятие закона о продаже земли (за рубли).
- Поиск путей социального партнерства с интеллигенцией и разработка конкретной программы восстановления материального и социального статуса бывшего ("советского") среднего класса, включая всех государственных служащих.
- Смена и ротация кадров, особенно на уровне местной и региональной администрации.
- Поиск путей социального партнерства между правительством и парламентом и законодательное определение предела их полномочий.
- Пропаганда новых ценностей жизни и новых социальных ориентации: в первую очередь - на семью, на достаток, на индивидуализм.
- Восстановление социальных ориентиров, и в первую очередь - уважения к честному труду, как способу достижения материального и социального благополучия.
Смотрите также:
- ЮГОСЛАВИЯ. НАЦИОНАЛИЗМ - ЭТО ВСЕГДА ВОЙНА. Социализм имеет много тупиков →
- АНАЛИЗ. Возможна ли "латиноамериканизация" России? →
- МНЕНИЕ УЧЕНОГО. Социализм: миф или реальность? →