Признаться, доходы молодого студента-журналиста весьма далеки от астрономических. И когда уж совсем прижимает, я откладываю в сторону учебники и печатную машинку и отправляюсь на один из московских вокзалов... продавать газеты, чтобы поправить финансовое положение. Итак, как это делается.
ГАЗЕТЫ можно продавать в метро, подземных переходах или просто на улице в людном месте - хоть у того же вокзала. Но тогда вам придется либо стоять печальным столбом и держать весь свой товар на весу, либо платить местной мафии за право установить столик или лоток. Первое - неудобно, второе -невыгодно, поэтому рекомендую работать в электричках.
* Правда, там тоже существует некоторая помеха - так называемая "бригада", контролирующая обстановку. Я узнал о ее существовании от шустренькой беззубой бабульки, продававшей "Голос". Повстречав меня в электричке примерно за десять минут до отправления, она прошамкала: "А ты, милок, убирался бы отсюда! Не знаешь, что ли, что в стоящих поездах работать нельзя - тут своя бригада! Нарвешься на Борю с Сеней, они церемониться не будут, накостыляют по шее, а газеты - на рельсы". Впоследствии я несколько раз видел дюжих мужиков, которые действительно взад-вперед не катаются, а промышляют во время посадки пассажиров, не разрешая сунуться посторонним. Они первыми предлагают свой товар и поэтому снимают основные сливки. Пойманных на своей территории конкурентов, по-моему, только пугают, во всяком случае о кровавых разборках я не слыхивал. Но все же с "бригадниками" лучше не связываться, тем более что после семи вечера они свою работу прекращают.
* От чего зависит успех? Прежде всего - от издания, которое вы взялись распространять. Очень плохо котируются газеты с обилием публицистического умничанья - "Независимая", "Сегодня". Не стоит связываться со всякими новоиспеченными "Криминальными хрониками", "Петровками, 38", "Альтернативами", "Очень страшными газетами" и т. п. У читателя пока нет абсолютно никакого доверия к ним, соответственно, нет и спроса. Исключение - газета "НЛО", видно, интерес к "тарелкам" не ослабевает даже со снижением уровня жизни. Что же касается лидеров в списке популярности, то это, безусловно, "Аргументы и факты" (вообще-то, находясь в дороге, люди не любят читать о политике и экономике, но "АиФ" берет конкретностью и лаконичностью), "Голос", "Вечерний клуб", "Вечерка", "Московский комсомолец". Хорошо идут приложения к "Аргументам" - "Я - молодой", "Есть идея!" и "АиФ - Здоровье"; а вот предлагать всякую расплодившуюся макулатуру с "клубничкой" ("Венера пресс", "Двое" и пр.) даже и не пытайтесь - дохлый номер. Обнаженным телом общество, кажется, пресытилось.
* Выбрать правильно издание - еще не все. 60% успеха зависит от рекламы. Обращайтесь к пассажирам "не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой"! Да не забудьте поздороваться - это сразу расположит к вам потенциальных клиентов. И не надо утомлять их пересказом всего содержания газеты - достаточно упомянуть 2-3 "гвоздя", т. е. самых интересных материала номера, на которые может клюнуть читатель. Кстати, замечено, что если в начале вагона хоть один человек что-то купил, наверняка еще найдутся желающие. Действует принцип стадности. Вообще, хорошего клиента видно издалека - по одежке, вопрошающему взгляду и... национальности. Товарищи с юга обычно не торгуются, особенно если рядом дама. Тут можно чуть завысить цену, не рискуя получить отказ. А вот бедно одетой старушке, судорожно считающей мятые рубли, газету можно просто подарить. Это маленькое доброе дело принесет удачу - проверено на личном опыте. Вообще, всякое случается. Пару раз меня приглашали выпить, сыграть на деньги в карты. Соглашаться ни в коем случае не следует: дело рискованное. А самый крутой случай произошел, когда электричка, в которой я находился, на полном ходу потеряла три хвостовых вагона. Забавно, что место разрыва я миновал секунд за 20 до того, как он произошел.
К тому же в день "газетчик" пробегает не один десяток километров и устает о-го-го как! Поэтому не надо считать его рвачом и тунеядцем, грозить отправить на рудники.
И последнее - для любопытных. Свою жалкую месячную стипендию я могу "сделать" за 3-4 часа.