Будущая Конституция: разные точки зрения

   
   

Вениамин СОКОЛОВ, Председатель Совета Республики Верховного Совета России:

- Президентская Конституция - Конституция, дарованная монархом. Отвергать Президента нельзя, но ведь он сам - председатель Конституционной комиссии. В ноябре 1992 года, когда готовился VII съезд, он направил депутатам обращение с просьбой перенести съезд на май-июнь с единственным аргументом: главная задача съезда - принять Конституцию, а он как глава Конституционной комиссии этот вариант на съезд не может предложить. Кто кого подстегивает? Тем более проект, выработанный Конституционной комиссией, был принят за основу VI съездом. Было принято постановление, согласованное с Президентом, что в декабре 1992 года созывается съезд специально для принятия Конституции. Как же можно обвинять съезд в нежелании принимать Конституцию?

Я глубоко убежден, что вопрос с Конституцией надуман для отвлечения внимания от проблем экономики, потому что ныне действующая Конституция, при всех недостатках, позволяет проводить экономическую реформу любой радикальной направленности: вопросы частной собственности на землю решены, вопросы многоукладности, разделения властей - тоже.

Президентский проект вводит даже не конституционную монархию, а просто монархию. Кто-то очень точно сказал, что из всех форм правления самая эффективная - просвещенная монархия. Но беда в том, что после просвещенного монарха наступает такая дикость!

Сергей ШАХРАЙ, вице-премьер Правительства России;

- Готов согласиться, что это проект монархической Конституции, но монархом выступает сам народ: прямыми выборами граждане избирают парламент, прямыми выборами сами граждане выбирают президента, они же избирают органы власти республик, краев и областей, наконец, сами же жители, граждане избирают органы местного самоуправления.

Проект Конституционной комиссии - неплохой текст, но в процессе совершенствования он дошел до стадии, когда приобрел абсолютно неработоспособный характер, рыхлый. При отсутствии многопартийной системы в нашем обществе пытаться построить выборы парламента на многопартийной основе - значит "облагодетельствовать" Россию неработоспособным парламентом.

Президентский проект - проект сильной государственной власти с четким балансом властей. Президент не возглавляет исполнительную власть, у него всего три функции. Первая - быть арбитром между парламентом и правительством (если возник правительственный кризис). В этом случае президент может назначить новые выборы парламента и правительства. Вторая -быть гарантом единства российского государства. Для этого президент избирается всем населением и наделяется правами в отношении субъектов Российской Федерации, которые не позволят никому разорвать единство и целостность российской государственности. В официальном проекте Конституционной комиссии этого нет. Третья функция - быть гарантом Конституции и прав человека. Президентский проект унифицировал государственную власть на федеральном уровне: вместо двухголового образования съезд - Верховный Совет - один сильный законодательный орган. Вместо двухголовой исполнительной власти - президент и правительство (их полномочия не разграничены) - один сильный орган исполнительной власти - правительство, которое возглавляет систему исполнительной власти.

Судебная власть вообще может возникнуть только в результате согласия между президентом, который предлагает кандидатуры судей, и парламентом, который их избирает.

Судя по выступлениям, проект просто не читали.

Смотрите также: