Игорь - молодой человек редкой специальности. Он помогает мертвым упокоиться, а их родственникам - преодолеть все трудности, связанные с этой нелегкой процедурой. Короче, он - похоронный агент.
- Скажите, Игорь, почему вы избрали такое неожиданное место работы?
- Наверное, это прозвучит немного странно, но по натуре я жизнелюб и люблю работать с людьми. Ведь агенты бывают разные. Одному люди говорят: "Дай Бог тебе здоровья", а на другого поступает столько жалоб, что приходится увольнять за вымогательство. От нас зависит многое: горе - горем, а дело делать надо, похороны срывать нельзя. За два с половиной года, что работаю, насмотрелся всякого и стал спокойнее относиться к синенькой бумажке - свидетельству о смерти, - от этого еще никто не убежал. И к людям, которым тяжело. В моей работе прежде всего надо человека успокоить. Поговорка "клиент всегда прав" тут верна на 200%, так как, если заказчик ошибается, он может сказать, что ничего не помнит, был в горе.
- Сколько стоят сейчас похороны?
- Минимально - это двенадцать-тринадцать тысяч. Гроб стоит около четырех тысяч, полторы тысячи - кремация, катафалк в один конец - три девятьсот, услуги агентства - четыреста пятьдесят. Ну и еще там всякие мелочи. Цены небольшие, хотя, пока опубликуете, они поднимутся. Скажем, гроб стоит столько, сколько килограмм копченой колбасы, но денег-то у народа негусто, хороший агент может помочь все сделать с наименьшими затратами.
- Ваша мрачноватая деятельность наверняка не обходится без всяких историй. Можете вспомнить что-нибудь?
- Сколько угодно. Вот мой сослуживец поехал на заказ 1 апреля, сел оформлять, в квартире трое: муж, жена и дочка. Умерла мать жены, жила с ними. Девочка посмотрела в окно и вдруг говорит: "А вон бабушка идет". Кинулись, и правда, идет домой старушка, входит, а внучка ей: "А мы тебе, бабуля, гроб выписали". Оказалось, заночевала в гостях, а соседка-пьяница, попав в морг на опознание, видела там покойницу в такой же шубе.
Другой эпизод уже из моей практики. Заказчиками были бандиты, такие все здоровые и крутые-крутые. Хоронили своего дружка и заказали красный гроб, а привезли черный - кто-то перепутал. Через день захожу случайно на работу - выходной был по графику, смотрю - стоят. Один увидел меня и говорит: "Ну что, браток, под неустоечку тебя подвести, что ли?" Я им: "Извините, вина не моя, согласен уплатить". Чего я еще-то могу? "Повезло тебе, браток, мы пока не к тебе, сейчас другого хоронить приехали". Бандиты вообще народ интересный. Как-то раз заказали мне два автобуса, таких специальных, похоронных. Публики - немерено, так объяснили. Ну, два, так два. Но ни один в них не зашел. Все на машинах поехали. Дурной приметой это, что ли, считается?
- Похоронный бизнес - дело выгодное. Кооператоры работать не мешают?
- Есть такие кооперативы. "Заряжают" морги, поликлиники, с их помощью вычисляют богатеньких, берут на себя обычные услуги, а заказывают все у нас, потому что счетов у них своих нет, и накидывают еще своих восемьдесят процентов. Один повадился хоронить старушек за квартиру. Так ведь похороны по максимуму тысяч на сорок тянут, а квартира - "лимонов" восемь-десять.
Церковь - туда же. Бесплатные похороны, говорят, а за обряды деньги берут еще как. Гроб с телом ночь постоять - триста рублей, отпевание - тысяча. За деньги отпевают самоубийц, некрещеных, хоть черта, только плати.
- Что в вашей работе самое неприятное?
- Этого хоть отбавляй. Очень тяжело оформлять детей. Когда умирают пожилые, еще как-то можно объяснить, а тут...
Устаешь мотаться на своих двоих, но тут так - сколько съездил, столько заработал.
Разъезжать по городу с чужими деньгами тоже не здорово - могут ограбить, и грабят.
Тяжело смотреть на нищету. А еще неприятно, когда приезжаешь по вызову, а дома нет никого, за водкой в магазин ушли. Таким главное - отовариться, а труп и агент подождут.