ПРИМЕР ЮГОСЛАВИИ - ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ СТРАНАМ СНГ. Югославский излом

Вот уже много месяцев сообщения и телесюжеты из Югославии не сходят с экранов всех телекомпаний мира. До сих пор существует опасность, что такая участь постигнет и республики бывшего СССР. Чтобы избежать повторения чужих ошибок, нужно ясно представить себе, что же в конце концов происходит в Югославии.

НЕЛЬЗЯ понять суть нынешнего конфликта в Югославии, если не заглянуть в историю.

Примерно в VII в. н. э. здесь появляются славянские племена. Часть из них, расселившиеся на севере на территории нынешней Хорватии и Словении, попадают под влияние Рима и становятся католиками, другая - сербы и черногорцы - от византийцев принимают православие. И наконец, еще одна часть славян после завоевания в XIV в. Балкан Османской империей принимает ислам. Впоследствии в графе "национальность" их так и записывают: мусульмане.

Религиозные различия не мешают сербам, черногорцам, хорватам и мусульманам разговаривать на одном языке, именуемом сербскохорватским или хорвато-сербским. Отличие в основном в алфавите. У сербов, черногорцев, македонцев - это кириллица, у хорватов, словенцев - алфавит латинский. Проживая на относительно небольшой территории, все эти народы постоянно перемещались, границы их расселения менялись, в результате чего возникла невероятная чересполосица, что и послужило основой нынешнего конфликта.

ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ

   
   

Но это в наше время, а в XIX- начале XX в. желание освободиться от иноземного владычества - турецкого, австро-венгерского - толкало эти народы к объединению, и в 1918 г., после крушения Австро-Венгерской империи, возникает Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое с 1929 г. стали именовать Югославией. Династия в королевстве правила сербская, столицей стал сербский город Белград, сербы пытались доминировать во всех сферах жизни.

В конечном итоге к началу второй мировой войны национальные противоречия достигли небывалой остроты.

Фактически параллельно с мировой войной в Югославии шла гражданская война между сербами и хорватами, сербами и албанцами. В 1941 г. к власти в Хорватии пришла националистическая партия усташей, которая провозгласила независимость. Наряду с венграми, словаками, румынами, итальянцами хорватские части воевали под Сталинградом и были разбиты. Но именно в Хорватии, как нигде, было сильно партизанское движение, которое возглавил хорват Иосип Броз, имевший партийный псевдоним Тито.

То, что признанным лидером страны после войны стал хорват, ослабило межнациональные противоречия. В Югославии сформировалась сильная центральная власть, не дававшая прорываться националистическим выступлениям.

Но в 1980 г. Тито умер. После него не нашлось лидера, способного так же жестко управлять страной. И в Югославии постепенно стали набирать силу дезинтеграционные процессы.

Новое сербское руководство во главе с С. Милошевичем, пришедшее к власти в 1986 г., предприняло попытку лишить автономный край Косово, на 90% заселенный албанцами, той широкой самостоятельности, которой он пользовался согласно сербской конституции.

В ответ среди албанцев начались волнения, жестоко подавленные югославской армией. И тогда уже не на шутку забеспокоились в Хорватии и Словении.

В 1989 г. происходит раскол в правящей партии страны - Союзе коммунистов Югославии, а в 1990 г. во всех республиках проводятся свободные выборы в парламент, а за ними в Словении и Хорватии - референдумы о независимости.

"Единственным способом сохранить государство - а сербы были заинтересованы в этом больше всех, поскольку расселены по всей территории Югославии, явилось бы принятие Сербией какого-то принципиально нового решения, - считает старший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН Л. ГИПИАНСКИЙ. - Сербское же руководство попыталось совместить несовместимое: и Косово сохранить, и гегемонию Сербии в югославской федерации. Ради этого было активизировано сербское население Хорватии, которое, безусловно, боялось хорватской независимости, так как в этом случае оно очутилось бы в чужом государстве. Стремление Сербии не допустить развала федерации или по крайней мере присоединить к себе территории других республик с сербским населением и породило войну".

После объявления хорватами независимости сербские войска помогли местным сербам отторгнуть два хорватских района: Восточную Славонию и Сербскую Краину. Сделать это было не так уж сложно, поскольку почти вся Югославская национальная армия осталась в руках сербов.

ИТОГ

Формально Сербия не выдвигает территориальных претензий к своим соседям -Боснии и Хорватии. И сами сербы, живущие компактно в этих республиках, не требуют отделения и присоединения к Сербии. Они просто не признают независимости Боснии и Хорватии и их выхода из состава Югославской федерации.

По плану, предложенному специальными представителями ООН, бывшим госсекретарем США С. Вэнсом и бывшим министром иностранных дел Великобритании лордом Оуэном, Босния и Герцеговина должны быть разделены на 30 автономных провинций: по 3 для сербов, хорватов и мусульман плюс столица Боснии - Сараево, где разместится общее для всех правительство.

Но этот план никак не устраивает боснийских сербов, поскольку им придется уйти со многих земель. Если сейчас они контролируют 70%, то по плану Вэнса - Оуэна на их долю останется только 43% территории. План не предусматривает единства территорий, населенных сербами, и оставляет в руках мусульман все города и месторождения полезных ископаемых. В силу этих и других причин на недавнем референдуме, проведенном среди боснийских сербов, составляющих около 50% населения Боснии, более 90% проголосовали против плана Вэнса - Оуэна.

* * *

У многих наблюдателей создается впечатление, что югославский конфликт вообще не может быть урегулирован. Хорваты, сербы и мусульмане настолько тесно переплелись в Боснии, что национальный вопрос может быть только отложен на неопределенное время, как это произошло, скажем, на Кипре, где войска ООН вот уже в течение многих лет разделяют две враждующие стороны - греков и турок.

Но война войной, а жизнь все-таки продолжается. Побывав недавно в Хорватии, один из авторов этих строк имел возможность сам убедиться в этом. На курортах полуострова Истрия война никак не отразилась. То же чистейшее Адриатическое море, прекрасные гостиницы, забитые товарами магазины. О войне напоминают лишь бритые затылки ооновских солдат, приезжающих сюда из районов боевых действий на отдых - посмотреть, как танцуют в ночных клубах симпатичные девушки с Украины. Для последних война -это абстракция...

"img src="22aif03.gif""

Смотрите также: