У ПРИБЫВАЮЩИХ в Югославию из Союза на лицах недоумение: кругом ухоженные поля, прекрасные дороги, магазины, в которых можно купить все. И вдруг - война. Впрочем, это только на наш взгляд югославы живут хорошо, сами же они считают, что могли бы жить еще лучше. И вот две наиболее высокоразвитые республики - Хорватия (валовой национальный продукт на душу населения - 7110 долл., 21% общеюгославского экспорта) и Словения (12520 долл. и 29%) провозгласили свою независимость. Цель - уход из-под опеки Белграда, прекращение траты денег на содержание аппарата центрального правительства и экономически слаборазвитых республик и краев, например Македонии (3300 долл. на душу населения и 4% экспорта) и Косово (1500 долл. и 1%).
Первые выстрелы раздались в Словении в результате столкновений между уже покидающими республику подразделениями Югославской народной армии и словенской милицией. За семь дней боев тогда погибли 57 человек (в том числе мальчишки, всего лишь три месяца как оказавшиеся в армии), 280 были ранены. Но войска оставили Словению, и обстановка там стабилизировалась.
По-иному ситуация складывалась в Хорватии, где проживают 550 тыс. сербов (12% населения).
Несмотря на общие исторические корни, сербы и хорваты имеют много различий. Конфликты между двумя народами возникали время от времени, начиная с XVII века. Ко всему прочему, первые исповедуют православную веру, вторые - католицизм. Одни пользуются кириллицей, другие - латиницей и т. д. Короче, причин для конфликта можно найти предостаточно, было бы желание, а оно было. Например, новая конституция Хорватии, предписывающая везде, кроме сербских районов, пользоваться латинским алфавитом и хорватским диалектом, была расценена сербами как ущемление их прав. В ответ на это они потребовали присоединения территорий, где проживает в основном сербское население, к Югославии, а точнее, к Сербии. Масла в огонь подлили лидеры ведущих политических партий, умело сыгравших на националистических чувствах народов во время выборов и после них. И президент Сербии С. Милошевич, и президент Хорватии Ф. Туджман призывали избирателей объединяться, бороться. Один - за единую Югославию во главе с, естественно, великой Сербией, другой - за единую и не менее великую Хорватию.
Сербские деревни превратились в крепости, обороняемые собственными, хорошо вооруженными гарнизонами, они окружены со всех сторон отрядами добровольной хорватской милиции, которой в свою очередь противостоят войска ЮНА. На сегодняшний день в Хорватии число жертв составляет приблизительно 400 человек. Но пока что ни у кого из политических лидеров нет четкой программы по выводу республик и страны из кризиса. А многие уже сейчас с тревогой следят за складывающейся ситуацией в Боснии и Герцеговине, где компактно живут православные, католики и мусульмане, в Черногории, где существуют целых четыре коммунистические (а по мнению югославских демократов, националистические) партии, отсталой Македонии и нищем Косово. Циники уже придумали название тому, что происходит в СФРЮ, - "Ливан по-югославски", подразумевая под этим, что ситуация изменится к лучшему не скоро, поскольку слишком много проблем завязано в узел. А на очереди, говорят они, словаки со своими обидами на чехов и наоборот, албанцы, румыны, поляки со своими претензиями друг к другу и к Большому Брату - бывшему Союзу республик по имени СССР, который сам раздираем национальными и прочими конфликтами.