События в связи с переносом в Таллине памятника советскому воину вызвали шквал эмоций. Пыль от взаимного дипломатического "мордобоя" медленно оседает.
СЕГОДНЯ полезно заглянуть за исторические кулисы конфликта. Москва считает, что это "попытка пересмотреть итоги Второй мировой войны". Но её историю начали переписывать задолго до того, как в Таллине стали двигать "Бронзового солдата".
История войны была искажена пятидесятилетней практикой "холодной войны", в том числе и информационной. В результате молодое поколение европейцев судит о войне по голливудским фильмам. А о том, как Прага, Варшава, Братислава, Вена встречали советских солдат-освободителей, помнят немногочисленные ветераны.
НО ИСТИНУ искажала и Москва. Насаждая свой культ личности, Сталин дал установку на принижение роли союзников. По его воле мы даже День Победы празднуем 9 Мая, а не 8-го, как вся Европа. Замалчивалось в СССР и значение массированной материально-технической помощи США и Великобритании для победы.
Неоспоримо то, что на пути к Берлину русский солдат зачистил Восточную Европу от фашизма. Но мы не любим признавать, что на этом освободительная миссия и закончилась. Начался жёсткий экспорт советской идеологии и модели развития в Восточную Европу. Со всеми известными нам самим трагическими последствиями сталинизма: чистками, депортациями, ГУЛАГом. Когда же Варшава, Прага и Будапешт попытались построить "социализм с человеческим лицом", Москва ответила танками. Советские историки трактовали это как ликвидацию "заговора мирового империализма".
Кому помогает история?
ИЗВЕСТЕН хрестоматийный пример "пересмотра истории". В Древнем Риме после смерти или убийства очередного императора всегда начиналась "новая история". С изваяний недавних властителей спиливали "устаревшую" голову и приставляли лик нового цезаря. Новая история, в том числе и советская, недалеко ушла. В сущности, всякий раз после смены очередного политического караула в Кремле ревизии - полной или частичной - подвергались политика, личности, идеалы и соответственно бронзовые памятники.
Хорошо это или плохо? Плохо, когда новая власть пытается построить свой авторитет на разрушении, а нередко и на шельмовании старого. Нормально, если под влиянием времени и новых представлений о демократии и правах человека меняется политика, а следовательно, и осмысление истории.
Что было бы с Россией, если бы мы сами не подвергли переоценке "великую роль" тов. Ленина, Сталина, Берии? Может быть, мы до сих пор "единодушно" голосовали бы за очередного "отца народов".
История и её интерпретации не могут быть "консервами стратегического запаса". Как только та или иная страна, народ, цивилизация обретает новый динамизм, тотчас же начинается очередной виток пересмотра истории, договоров, границ, векторов влияния. Очень скоро мы будем наблюдать это на примере Китая. Уже наблюдаем, как идёт экспансия ислама. Словом, войны "за испанское наследство" продолжатся до тех пор, пока в мире будет меняться расстановка сил.
Цена истории
МУДРОСТЬ победителей состоит в том, чтобы не оставлять в "освобождённых" странах памятников самим себе и своим генералам. Александру I хватило ума не сооружать во Франции по итогам победоносной войны 1812 года монументов русским маршалам или гренадерам. В 1900 г. император Николай II поступил в высшей степени предусмотрительно, открыв во время своего приезда в Париж не памятник победоносному генералу Раевскому, а самый красивый во французской столице мост Александра III. Мост стоит уже более века. И никто не покушается перенести его "по политическим соображениям" в "более удобное место".
Когда историю корректирует сам ход развития, бессмысленно оплакивать её ревизию. Много ли будет толку, если наши депутаты начнут шумно протестовать против намерения Японии отменить статью конституции, запрещающую ей "на вечные времена" иметь собственные вооружённые силы? Пацифистская конституция была навязана Японии в 1945 г. оккупационными силами США. Японцы терпели это национальное унижение ровно столько, сколько стране потребовалось, чтобы стать второй в мире экономической и финансовой державой. Японская конституция тоже является памятником победы США и оккупации Японии. Только не бронзовым, а юридическим. Но американские политики молчат. Американская элита, судя по всему, лучше нашей понимает, что интерпретация истории в большей степени зависит от ВВП, финансовой и военной мощи, чем от главы учебника или статьи обветшавшего договора.
Аморально не новое прочтение истории. Аморально глумление над памятью тех, кто эту историю делал, часто не понимая её отдалённых последствий. Это всё равно что выкапывать и проклинать кости шведских солдат Карла XII за то, что они дошли до Полтавы. Русские, английские и американские солдаты писали историю Второй мировой войны своими жизнями. Советских рядовых и лейтенантиков, которые сегодня лежат в земле Чехии, Венгрии, Польши, Австрии, в 1945 году ждали домой. Их ждали матери, жёны, дети, невесты. Они погибли, освобождая отцов и матерей сегодняшних европейцев от концентрационных лагерей, печей Освенцима, от рабского труда на военных заводах Третьего рейха. Виноваты ли они в том, что политики стран-победителей стали кромсать Европу на зоны влияния, строить разделительные стены и называть друг друга "империями зла"? Солдатам-мученикам не за что каяться. Они искупили трагическую историю войны и послевоенного "холодного мира" своей смертью. Они заслужили вечный покой...