МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ЭПОПЕИ. Вдалеке от ЧАЭС

   
   

Сегодня мы приводим выдержки из документов, хранившихся в секретных архивах ЦК КПСС, которые дают некоторое представление об атмосфере не такого уж давнего времени. Полные тексты вошли в новое, дополненное издание книги журналистки Аллы ЯРОШИНСКОЙ "Чернобыль. Совершенно секретно".

Из выступления заместителя министра иностранных дел в пресс-центре МИД СССР 6.05.86 г.

"Наш подход нацелен на то, чтобы информация была ответственной, объективной, достоверной, взвешенной, а если сказать одним словом - честной..."

Из Протокола N 9 заседания Оперативной группы Политбюро ЦК КПСС по вопросам, связанным с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС от 8.05.86 г.

"По состоянию на 10.00 часов 8 мая число лиц, находящихся на стационарном излечении, составило 5415 человек, из которых 1928 детей. Диагноз лучевого поражения зафиксирован у 315 человек. Минздрав СССР утвердил новые нормы допустимых уровней облучения населения радиоактивными излучениями, превышающие прежние в 10 раз (прилагается). В особых случаях возможно увеличение этих норм до уровней, превышающих прежние в 50 раз".

Из распоряжения Третьего главного управления Минздрава СССР от 27.07.86 г. "Об усилении режима секретности при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС".

"...4. Засекретить сведения об аварии... 8. Засекретить сведения о результатах лечения. 9. Засекретить сведения о степени радиоактивного поражения персонала, участвовавшего в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС".

Из предложении Госагропрома СССР, направленных в ЦК КПСС в августе 18б г.

"Для того чтобы не допустить большого суммарного накопления РВ (радиоактивных веществ. - Ред.) в организме людей от употребления загрязненных продуктов питания. Министерство здравоохранения СССР рекомендует максимально рассредоточить загрязненное РВ мясо по стране и использовать его для выработки колбасных изделий, консервов и мясных полуфабрикатов в соотношении один к десяти с нормальным мясом...

Советы Министров Украинской ССР и Белорусской ССР обратились с просьбой о вывозе загрязненного РВ мяса в другие регионы страны.

Госагропром СССР поддерживает эту просьбу".

Из отчета Центрального военно-медицинского управления МО СССР "О работе медицинской службы Вооруженных Сил СССР по медицинскому обслуживанию людей, пострадавших ори ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС", от 11.11.86 г.

"В связи с тем, что ситуация в районе аварии по массовости и характеру патологии в значительной степени моделировала очаги разрушения АЭС высокоточным оружием и применения нейтронного оружия, полученный опыт работы будет использован для совершенствования системы медицинского обеспечения в военное время".

Из записки Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Председателю Совета Министров СССР но поводу пьесы Губарева "Саркофаг" от 29.12.86 г.

"При прочтении пьесы складывается впечатление, что автор вместо объективного изложения событий преследовал прежде всего одну цель - отразить сенсационность, необычность происшедшего... Ряд персонажей пьесы -Бессмертный (Кролик) с его по меньшей мере странной историей, Велосипедист - вор с уголовным прошлым, тетя Клава, генерал милиции - надуманные, нежизненные образы, плод фантазии автора, не имеющий ничего общего с реальной жизнью. Вместе с тем через диалоги и суждения этих персонажей трансформируется общее представление о происшедших событиях, делаются необъективные, искаженные выводы и оценки...

Как известно, среди наиболее пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС были только работники пожарной охраны и персонал станции, принимавшие участие в ликвидации пожара. Ни один человек из населения города не получил сколько-нибудь значительных доз облучения, не говоря уже о заболевании лучевой болезнью. У автора же в числе пораженных лучевой болезнью тетя Клава (в пьесе умирает)... Не соответствует действительности также беспорядок и неразбериха в первые часы после аварии, о чем постоянно говорят герои пьесы".

Смотрите также: