Слово "брокер" для многих ассоциируется с эдаким элегантным господином в костюме-тройке от Кардена, разъезжающим на блестящей иномарке, на заднем, сиденье которой возлежит кейс из крокодиловой кожи, до отказа набитый контрактами, - словом, с чем-то очень богатым, крутым и недоступным...
ШУРИК и был поначалу таким. Впрочем, собственной крутизной он никогда особо не упивался. По крайней мере, общение со старыми друзьями-одноклассниками для него не считалось верхом снисхождения. Да и вместо иномарки он держал обычные "Жигули" - семерку. "С ней проблем меньше", - объяснял он и был по-своему прав.
Например, фирма или завод заключает договор-поручение на покупку или продажу товара. Брокер продавца заключает на бирже сделку с брокером покупателя и получает с покупателя или продавца свой процент, который и составляет его основной доход.
Брокерствовать Шурик начал, когда был еще зеленым первокурсником экономического факультета МГУ. Его папочка был очень большой шишкой в каком-то отраслевом министерстве, которое благодаря перестройке было переделано в концерн со своей биржей и банком. Тогда он стал вторым человеком на бирже и тут же открыл на имя сына брокерскую контору. Согласитесь, грех было упускать возможность доставать товары по ценам государственным и продавать их по биржевым, которые, как правило, отличались раза в три.
Поставив на ноги сына, папа открыл СП и уехал куда-то в Европу. А Шурик стал быстро подниматься в гору. Купил машину, обставил квартиру, стал курить только дорогие сигареты и пить пиво "Carlsberg" по два доллара за банку. Сделки, меньше чем на миллион, ему даже стали стесняться предлагать.
Года два мы практически не общались. И вдруг в первом часу ночи - звонок. Просит дать взаймы пару тысяч. По расстроенному голосу я понял, что случилось нечто неприятное...
Он сидел на кухне среди горы немытой посуды, нервно жевал "беломорину" и пил "Жигулевское". Из прежней обстановки не осталось практически ничего, разве что коробка из-под видака "Panasonic" говорила об остатках былой роскоши...
- Вляпался в одну авантюру. В результате пришлось все продать, - объясняет он. - Денег осталось сорок рублей. Как жить дальше?
- Ты же брокер...
- Бывший. Я на бирже почти год не показывался. Там делать нечего. Представь себе котировку, в которой всего пунктов тридцать, и каждый примерно такого содержания: " Унитаз керамический - 1 штука"... Короче, сделок практически никаких. Сейчас все пытается искать что-то на стороне. Вот я и нашел. На свою голову... Только давай не будем об этом. Сам влип - сам и вылезу.
- А что с биржами сталось?
- Ни для кого не секрет, что большинство брокеров сделали себе состояния на том, что имели доступ к сырью или товарам по госцене. А сегодня самого понятия "госцена" не существует. И все производители стали умными, сами назначают такие цены, что у них и без биржевых накруток никто ничего не берет.
Потом, биржевой договор обязывает тебя к определенного рода гарантиям, к ответственности, а в случае чего - и к неустойкам. Но в наше время спрашивать с кого-нибудь гарантии, мягко говоря, наивно. Заводу недопоставили комплектующих, вагон застрял на железной дороге, нет тары... да мало ли что! А брокер окажется крайним. Судиться замучаешься.
И, наконец, биржа - это институт для нормального государства, а у нас сегодня проще дать взятку и достать, что тебе нужно, чем официально торговать через биржу и платить бешеные налоги.
Впрочем, то, что сегодня биржи начали разоряться, это даже нормально. Осталось несколько "китов" вроде РТСБ или МТБ, и достаточно. Ни в одной стране мира нет такого количества бирж. И ни на одной бирже вы не найдете унитазов, а тем более поштучно. Биржевые товары - это лес, металлы, нефть... Доступ к ним имеют немногие. И если в этой системе места для меня не находится -ничего страшного.
-------
От автора: брокер - человек, имеющий акции одной или нескольких бирж, на которых он имеет право вследствие этого заключать сделки. Брокер является представителем продавца или покупателя на бирже, а по сути дела - официальным посредником между ними.