В последнее десятилетие нас буквально оккупировала армия коробейников, или, как они себя обычно называют, "дистрибьюторов", то есть ловких молодых людей, пытающихся всучить различный, порой сомнительный, товар - от бытовых приборов, средств от насекомых до косметики, нижнего белья, биодобавок и прочего. С легкостью преодолевают эти "сумчатые" ребята любые преграды. "Вам сказочно повезло!" - такой примерно фразой, полной энтузиазма, бодро возвещают они о своем приходе.
Вот одна из многочисленных историй, которую поведала нам читательница Оксана А.
Сидим мы с приятельницей на кухне. Вдруг звонок в дверь. Открываю - стоит молодой человек с огромным пакетом:
- Здравствуйте! - искрится он обаятельной улыбкой и сообщает, что их фирма горит желанием преподнести мне подарок. Я даже обалдела немного. Но на всякий случай говорю:
- Видите ли, денег у меня нет. Ни на добровольные пожертвования в пользу голодных негритят, ни на озеленение территории вокруг вашей конторы.
- Да что вы! - удивляется молодой человек. - Подарки совершенно бесплатные, честное слово.
Мне стало интересно, и я впустила посетителя в квартиру. Довольный агент принялся бодро извлекать из своей неподъемной сумы яркие разноцветные коробочки.
- Смотрите, замечательный утюг! А вот еще один подарок - лечебный магнитный пояс. Когда он появится в продаже, то будет стоить восемьсот рублей. Утюг - три с половиной тысячи. Вы получаете все это даром! А оплачиваете только транспортные расходы. Но это такие мелочи.
- Какие?
- За все эти замечательные подарки вам нужно заплатить всего лишь шестьсот девяносто восемь рублей двадцать копеек. Это специальное предложение. После того как вы дадите свое согласие, мы вскроем упаковку и проверим все вещи в работе.
Я вернула молодому человеку коробки, сопроводив отказ совершить сделку лаконичным:
- Денег нет.
Стараясь не выдать своего разочарования, он вежливо попрощался и ушел - общаться с другими жильцами дома. А через пару дней мне рассказали, как в универмаге продавцы тщетно пытались успокоить бабушку.
- Верните мне мои деньги. Мне выдали товарный чек вашего магазина, а утюг сломался! - требовала старушка.
Старушке долго не могли объяснить, что универмаг не занимается доставкой товаров на дом и что документы, которые ей вручили обаятельные коробейники вместе с утюгом, поддельные.
От редакции
СОЗДАННАЯ в Москве в декабре прошлого года комиссия по контролю дистрибьюторских фирм установила: всего в России в эту систему втянуто порядка пяти миллионов человек. Каждый десятый из них "толкает" свой товар в Москве. Там же базируются и три четверти всех фирм. Московские коробейники постоянно ездят в Орел, Курск, Кострому, Рязань, Ярославль, Тулу, Иваново и другие города и веси России. О происхождении товара они рассказывают по-разному. У одних это "то, что конфисковано на таможне, поэтому и цены намного ниже, чем в магазинах". Другие уверяют, что продают "образцы, по которым изучают спрос населения на данный товар". Третьи клянутся, что товар у них эксклюзивный, такого в магазинах вообще не бывает. На самом же деле все эти "фирменные" вещи - банальнейшая подделка, изготовленная китайско-корейско-турецкими умельцами. Подавляющее большинство таких товаров можно найти если не в магазинах, то на рынках - наверняка, причем по гораздо более низкой цене, так как стоимость товарно-транспортных расходов, которые предлагают заплатить, полностью покрывает закупочную цену товара.
Блестящая игрушка через день может поломаться, а предъявлять претензии некому. В лучшем случае у коробейников можно выпытать адрес и название фирмы (склада), которая обеспечивает их товаром. Но вернуть деньги в случае приобретения некачественной вещи вам вряд ли удастся.
"АиФ. Долгожитель" рекомендует
- Не смотрите торговцу в глаза.
- Не принимайте немедленно никаких решений, особенно если ваш собеседник буквально настаивает на этом.
- В конце концов, если торговец не отстает, сами сделайте контрпредложение типа: "Молодой человек, я и сам работаю специалистом по продаже".
- Рассматривая товар, обратите внимание и на качество упаковки, и на бирки и ярлыки с надписями. Слова "Designi Italy" вовсе не означают, что товар произведен в Италии. Если в надписях, особенно в названии фирмы, торговой марки встречается латинская буква i, "фирменность" можно отличить по ее написанию: европейцы склонны писать эту букву без точки, а вот дотошные турки ставят точку непременно.