Примерное время чтения: 7 минут
86

Особенности национального шопинга

"Раньше за покупками я всегда ездила с родителями, но с этого года я живу самостоятельно и столкнулась с разными трудностями, например, с необходимостью принимать решение, когда и что купить. Одни мои подруги одеваются на распродажах и только на распродажах. Другие считают, что, если какая-то вещь в магазине понравилась, купить ее нужно сразу, потому что если ждать, пока начнется "сезон скидок", можно остаться "с носом": либо нужного размера не будет, либо вообще все самое хорошее уже раскупят другие. Что вы мне посоветуете?"
Марина Кузякина. г. Оренбург

Надувательство по-японски

Что касается догадливости продавцов в области экономики, то здесь им равных нет. Скажем, небезызвестная японская фирма SONY, чтобы поднять свои доходы, провела очень интересную акцию. Во всех японских средствах массовой информации печатались объявления о том, что совсем скоро в продажу поступит новейшая разработка ученых, выполненная специально по заказу фирмы - уникальный музыкальный плеер, настолько маленький, что носить его можно будет в кармане рубашки. Японцев такое обещание очень заинтересовало, и все преисполнились желанием заполучить "крохотное чудо".

Но в это время в самой фирме начались некоторые проблемы. После проведения исследований специально нанятые фирмой ученые пришли к выводу, что микросхема, благодаря которой работает плеер, уменьшается лишь до определенного размера, при котором плеер, конечно, получится мельче своих предшественников, но в карман рубашки без губительных для кармана последствий все-таки не влезет. Неизвестно, сколько волос вырвали со своих голов руководители фирмы, представляя себе разочарование обманутых покупателей и вследствие этого, что еще огорчительнее, большие денежные потери, но харакири никто не сделал, и в условленный день, когда все магазины бытовой техники были переполнены жаждущими приобрести самый маленький в мире плеер, решение, как спасти финансы, было найдено. Восторженным покупателям были предложены плееры на пару сантиметров меньше привычных, зато к каждому плееру "в подарок от фирмы" прилагалась... рубашка. Как не трудно догадаться, карманы этой специально изготовленной рубашки были больше, чем в любой другой, и даже более крупный плеер проникал в эти карманы с изящной легкостью. Конечно, японские покупатели догадывались, что их, как бы это помягче выразиться, слегка одурачили, но все равно как миленькие становились в очередь и покупали плееры с бесплатными рубашками. Не уходить же из магазина с пустыми руками, раз уж они все равно хотели приобрести плеер!

А глаза такие добрые, добрые...

К чему я рассказала эту историю? А к тому, что если уж японцы догадываются, как можно обмануть во имя собственной выгоды родной народ, то наши-то продавцы и подавно умеют это делать. Особенно удачно для своего бюджета проявляют они это умение во время распродаж. В декабре прошлого года одной моей подруге понравились в супермаркете джинсы за 700 рублей. Она вполне могла их приобрести, но решила подождать 3 недели до начала рождественских скидок. Ровно через 3 недели эти джинсы в этом же отделе стоили 1300 рублей, при этом продавщица с обаятельной улыбкой голодного крокодила оповестила озадаченную подругу, что цена указана с учетом 40-% скидки. Довольно странная для любого иностранца арифметика. Но для страны, которую, как писал известный поэт, "умом не понять" - самая обыкновенная. Как объяснил подруге директор отдела, с января нового года джинсы подорожали на 100%, но это было запланировано, а вот потом произошел непредвиденный кризис у фирмы-поставщика, и цену пришлось повысить еще на 50% от старой цены, а затем "с новом годом" магазин поздравила налоговая служба, повысив налоговую ставку, вследствие чего пришлось повысить цену на все товары еще на 20% от новой цены. Как ни странно, на следующий же день магазину повысили плату за аренду, и пришлось еще раз повысить цену. Словом, он очень рад, что после всех обрушившихся на их отдел в течение 3-х недель бед, они могут предложить своим покупателям 40-процентную скидку. Подруга сказала, что у этого директора были очень чистые, ясные, младенчески невинные глаза, которым можно было "только верить".

Сила гипноза

Увы, ничего больше нам и не остается. Как правило, цена "бесплатных" подарков, которые прилагаются к покупке, уже включена в стоимость самой покупки, причем даже не в двойном, а в тройном и даже в еще большем размере. Розыгрыши призов образца "загляни под крышку" какого-нибудь газированного напитка - это тоже своеобразное желание производителя заглянуть в кошелек покупателя. Вообще подобные розыгрыши призов больше смахивают на первоапрельские розыгрыши, причем не очень удачные. Так что скидки, призы, обещания доверия не стоят. С другой стороны, совета "понравилось - бери" тоже не даю. Почему? Очень просто. В большинстве магазинов продавщицы с каждой проданной вещи получают прибавку к зарплате, а денег покупателя им, в принципе, не жаль.

Поэтому, когда к тебе с дружелюбным порывом посодействовать в выборе покупки устремляются 2 или 3 продавщицы, постарайся вежливо, но твердо объяснить, что ты "все выберешь сама". Если к этому ты прибавишь, что у тебя сейчас "нет с собой денег" и ты "просто смотришь", бескорыстные порывы продавщиц сразу будут направлены на чужой кошелек, и ты спокойно выберешь то, что нужно. В противном же случае, придя домой, ты будешь искренне удивляться силе гипноза, заставившего тебя купить блузку, которую не то, что одеть не с чем, но даже, на самом деле, надевать-то и вообще не хочется. Твое родное честное зеркало даст понять, что этот фиолетовый цвет делает тебя отличным кандидатом на роль покойника для фильма ужасов, фасон определенно полнит, скрывая все лучшее, чем наградила тебя природа, а рукав у нее либо трех-четвертной, и тогда она тебе велика, либо обыкновенный, но в этом случае она тебе явно мала. И, глядя на свое отражение, ты будешь мучительно размышлять, пойти ли в магазин и устроить скандал или обратиться в книгу рекордов Гиннеса с просьбой зарегистрировать самую дорогую в мире половую тряпку.

Расслабься, все равно обдурят

Самое поразительное, что, если ты вернешься в магазин, то, в лучшем случае, поменять обратно блузку на деньги продавцы не пожелают. А в худшем - продадут тебе вторую половую тряпку под гордым наименованием юбки. Хотя в другом магазине эта же тряпочка за еще большие деньги будет продаваться как платье или шарфик.

Так что сама видишь, советы тебе давать какие-либо трудно, потому что, как бы покупатель ни поступил, чаще всего продавец сумеет извлечь из этого выгоду.

Конечно, я не утверждаю, что для того, чтобы ходить по магазинам, нужно быть прирожденным дипломатом и стратегом в одном лице и покупки совершать только в сопровождении личного адвоката. Но подругу или кого-то, кому ты доверяешь, с собой захватить явно не помешает. Учись до похода в магазин быть психологом, а совершив покупку - философом.

Конечно, описанные мной ситуации, пожалуй, самые вопиющие, и случаются они не каждый день. Вроде бы. И продавщицы бывают ненадоедливые. Наверное. И скидки когда-нибудь будут выгодны не только продавцам, но и покупателям. Может быть.


В любом случае, что бы ты ни решила, выходя из магазина, если выяснится, что решение это было ошибочным, ни в коем случае не переживай и не жалей. Ведь уже давно известно - если невозможно изменить окружающий мир, нужно постараться изменить свое отношение к нему...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно