Торговля: нужны реальные сдвиги
В N 24 "АиФ" была опубликована статья зам. министра торговли СССР С. Е. САРУХАНОВА, на которую редакция получила много читательских откликов. Несколько из них публикуем сегодня.
ЗА РУБЕЖОМ в торговле одна цель - продать товар, а у нас - абы день прошел. За прилавком либо спят, либо болтают друг с другом и приятелями. А вы нам, тов. Саруханов: "кадров не хватает...". За рубежом улицы наводнены товарами, а вы - "площадей не хватает ...". Каких? Уличных?
Теперь - о стимулах. Предлагаю за продажу неходовых товаров премию продавцу платить больше. Не плохих товаров, а нормальных, просто рекламы на них нет хорошей, не додумался человек, что это ему может пригодиться - тут продавец пусть себя и покажет. А в чем же еще тогда профессиональное мастерство его заключается? Все дело в том, что никакие собрания, приказы не заставят быть вежливыми, азартными и работе. Стимул нужен, стимул! Отвечай я полностью за работу магазина, знаете, как бы сделал? Послал продавца с залежавшимся товаром к проходной завода, например. И поставил условие: продашь - половина выручки твоя. Стали бы они тогда с приятелями разговаривать?
Вот пример совсем недавний. Я строитель, много перебывало у меня в руках инструмента. Были плохие ручные циркулярки, плохие электрорубанки, электропилы... Поступили в продажу новые, а в паспорте - ни слова: лучше ли они прежних, какие недостатки устранены? И продавец не знает. Я и не взял ничего, научен горьким опытом. А потом, когда увидел электропилу в работе, было обидно - отличная! А станки по деревообработке? Они у нас давно лежат, все на них смотрят, друг у друга спрашивают - и не берут. Сомневаются. У нас есть неудачный опыт, первые станки были мало мощны. Теперь - другие. Так вы покажите нам их в деле, и все вопросы отпадут!
В общем, надоели нам ваши планы на будущее, товарищи из торговли. Нам нужны реальные дела уже сегодня.
В. Тестов, Ижевск
* * *
МОЯ ЖЕНА работает заведующей секцией в одном из ленинградских универмагов. Почти во всех универмагах города дефицит торговых площадей и подсобных помещений.
Не хватает и продавцов. И я уверен, что дефицит кадров будет расти и дальше. Кто захочет работать с одним выходным днем? К тому же за неделю до конца месяца, квартала рабочий день удлиняют на час, а последнее воскресенье месяца, как обычно, рабочий день. План надо выполнять, а план рассчитан от достигнутого.
А кто проводил анализ структуры выполнения плана товарооборота? Никто. План же 1986 г. универмага на 70% выполнен за счет поставок импортных товаров. Как же мы собираемся переводить торговлю на самофинансирование и самоокупаемость?
Сейчас модна выездная торговля. А каково продавцу простоять 8 часов на улице в жару, дождь, холод?
Режим работы отнюдь не способствует укреплению семьи.
Едва ли не половина продавцов - разведенные и матери одиночки. Дети, как правило, остаются без присмотра.
В первую очередь, считаю, нам нужно ликвидировать дефицит. Не будет его, тогда и уровень обслуживания будет у нас не хуже, чем на Западе. А дефицита не будет только тогда, когда торговля будет диктовать свои условия производителям товаров народного потребления, а не наоборот.
А. Пучков, Ленинград
* * *
ТЕОРЕТИЧЕСКИ торговля должна изучать, формировать покупательский спрос, давать промышленности обоснованные заказы и хорошо продавать товары народного потребления. И каждое звено этой цепочки зависит от изучения спроса. Если посмотреть внимательно на методику изучения спроса в торгующих организациях, то сразу можно сделать вывод - им занимаются формально, для отчетов.
В крупных торгах еще имеется должность товароведа по изучению спроса, в маленьких организациях эту нагрузку делят между товароведами. Практически они составляют заказы без научных данных, по старой методике: реализация прошлого года, плюс процент прироста на следующий год... При составлении заказов сведения берут со складов, магазинов, из отчетности. Веского, научного слова товароведа по спросу нет. Десятки тысяч рублей в каждой торгующей организации уходят ежегодно на переоценки, уценки, списания, чтобы устранить допущенные ошибки в заказах. А сотню-другую жалко для зарплаты специалисту высокого класса. В торгах давно пора иметь хороших специалистов по спросу. Необходимо приглашать их чаще в торговые отделы местных исполкомов, где бы решались вопросы товароснабжения города, района.
Пока торги, к сожалению, работают по своим меркам. Ошибки, рожденные на начальной стадии, в торгах, поднимаются вверх по инстанции до министерства. Значит, начинать реформу, перестройку надо с первого звена изучения и формирования спроса и с первичной торгующей организации.
В. Шестаков, Златоуст
* * *
ЧТО МЕШАЕТ уже сегодня организовать продажу всех дефицитных товаров по предварительной записи? Разве в торговле не хватает управленцев? А если и не хватает, тогда это можно было бы организовать через посреднический кооператив. Желающие записаться вносили бы небольшую плату (по утвержденному исполкомом прейскуранту) и оповещались открыткой или по телефону. Этот кооператив мог бы впоследствии и доставлять товар на дом (по желанию покупателя). Кооператив мог бы взять на себя и дополнительные услуги (заключив договор с торговлей) по информационному обслуживанию населения.
Кроме того, честная очередь отобьет у спекулянтов "хлеб". Получается, что предварительная запись имеет еще и нравственную сторону. С желанием помог бы в этом вопросе торговле (а значит и себе), предложи мне это, и возглавил бы такой кооператив посреднических услуг.
Р. Гейсман, Одесса
Гласность - лучшее противоядие
ГЛУШЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ РАДИОГОЛОСОВ невыгодно ни с экономической, ни с политической точки зрения. "Растлевающее" влияние западных голосов объяснялось в первую очередь слабой контрпропагандой, неумением идейно подавить клевету, и поэтому, как страусы - голову в песок - и глушили.
Когда кончили глушить Би-би-си, "Голос Америки", они сами вынуждены были признать, что гласность в нашей стране одерживает верх. А теперь, я думаю, нам нужно направить усилия на создание мощной радиостанции "Голос Советов" с аргументированной, энергичной и честной пропагандой социалистического образа жизни.
А. Богданова, Ленинград
* * *
КАК ИЗВЕСТНО, радиоголоса не ограничивают свою деятельность одной лишь пропагандистской "обработкой умов". В практику радиослужб входит и организация различных акций в других странах. Последние события напомнили об этом. В августовских передачах "Голоса Америки", "Свободной Европы", транслировавшихся на Прибалтику, не только неоднократно говорилось о том, что 23 августа в Риге, Таллине и Вильнюсе должны состояться демонстрации протеста, но и сообщались места встреч участников этих выступлений. К сожалению, некоторые люди поддались на эту провокацию. Как видим, политической зрелости у нас еще не всем хватает. И одной лишь гласностью эту проблему не решишь. Я не призываю возвратиться к практике глушения "голосов". Но в свете последних событий нам стоит хорошенько подумать над тем, что мы можем им противопоставить.
В. Светличный, Клайпеда.
* * *
КРАТКОСТЬ, реферативность статьи "Голос Америки" подсчитывает..." ("АиФ", N 28) оставила неудовлетворенность. Тема статьи, на мой взгляд, интересует практически всех советских людей. Это связано, во-первых, с тем, что открылось много новых каналов информации об уровне жизни на Западе, во-вторых, наша пресса стала говорить о том, как у нас обстоит дело с ценообразованием. Я верю вашей статье, но чувствую, что у кого-то она может вызвать раздражение своим небольшим объемом.
Хотелось бы, чтобы эта тема была продолжена на страницах "АиФ". Вопросы перспектив ценообразования волнуют всех - рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, служащих, особенно пенсионеров и студентов.
Ю. Четверухин, студент, Ленинград