Недавно, отстояв в сапожной мастерской приличную очередь, я услышала от приемщицы, что нужный мне мастер ушел в магазин и нужно прийти после обеда. "Но до обеда еще целый час! Какие могут быть магазины?" "Мы теперь не на вас, а на себя работаем, - ответили мне. - Если надо - придете".
В чем она была права, так это в том, что деваться мне некуда. Кроме этой, все остальные мастерские вокруг закрылись. Как свидетельствует Госкомстат РФ, - это типичная для России картина. В прошлом году прекратила свое существование почти половина мастерских по ремонту обуви и химчисток, более чем на треть сократилось число предприятий по ремонту и строительству жилищ, парикмахерских, фотоателье, прачечных.
Особенно тяжелое положение у селян. Здесь число комплексных приемных пунктов сократилось в 3 раза.
Столь же печальная картина сложилась и в торговле - повсеместно исчезают мелкие булочные, овощные магазины.
Почему же так случилось? Где выход из сложившейся ситуации? Об этом беседа нашего корреспондента с начальником Главного управления приватизации предприятий торговли и бытового обслуживания Госкомимущества РФ А. МАРГОЛИНЫМ.
- 70% новых владельцев магазинов - это трудовые коллективы. Во-первых, они воспитаны советской торговлей, и ее стереотипы очень сильны. Во-вторых, как правило, никакими собственниками люди себя не почувствовали. Ведь в большинстве случаев магазины выкуплены не самим коллективом, а мощным его спонсором (банком, фирмой и т. д.), которого они включили в свое товарищество. Это законно. У банка свои планы (уж, конечно, не молоком и морковкой торговать). А пока у него до магазина, может, и руки не доходят, пусть живут как жили. Вторая причина, особенно характерная для Москвы: большинство магазинов осталось в составе торгов, которые теперь преобразовались в акционерные общества (кстати, именно в этом причина одинаково высоких цен в разных магазинах, одновременное вздорожание товаров и т. д.) Сам магазин по-прежнему ничего не решает, он не сам по себе. Сейчас Конституционный суд признал противозаконной московскую малую приватизацию (в свое время ее провели по своим законам). Но как вернуться на исходные позиции? Вот сейчас ломаем над этим голову.
- Но хотя бы профиль торговли, услуг можно же было обязать сохранить?
- Здесь, конечно, наш просчет. Но сейчас уже готов пакет документов, где предусмотрены жесткие санкции за изменение нужного профиля торговли, услуг. Магазин будут отбирать, даже не возвращая денег, и опять продавать.
- Недавно к нам обратилась читательница с вопросом, нельзя ли ей на льготных условиях приобрести хоть часть магазина. Она выращивает экологически чистые овощи, разводит кроликов и т. д. Но очень трудно сбывать продукцию. Почему бы действительно не помочь таким людям?
- А это уже не о приватизации речь. Это о том, что одновременно с ней нужно создавать альтернативную сеть торговли, услуг, общепита, чтобы была конкуренция. Нам все страны говорят: "Без малого и среднего бизнеса вы не выберетесь". Но у нас даже программы никакой нет, одни разговоры. Выделили недавно антимонопольному комитету 20 млрд. руб для поддержки малого предпринимательства. Пока они, правда, в ЦБ.
- А вот в Нижнем Новгороде продовольственные магазины продавали колхозам, совхозам, фермерам, крестьянским хозяйствам. Значит, уже самим подходом к приватизации можно частично решить проблему обеспеченности продуктами магазинов?
- Конечно, это хороший опыт, но... незаконный. Мы не захотели поначалу ограничивать круг покупателей, чтобы дать толчок приватизации, чтобы не увеличивать и так немалую коррупцию.
- Сейчас бананы и апельсины купить намного проще, чем капусту или морковку. И ведь к овощехранилищам, которые, приватизировавшись, перешли на более выгодные заморские плоды, вроде не придерешься - ведь не куртки кожаные заготавливают, а фрукты. А овощной сезон начался. Как же быть?
- Сейчас уже начал действовать такой механизм: при продаже хранилища, холодильника за администрацией города закрепляют либо часть пакета акций, либо "золотую" акцию, что позволяет ей (не вмешиваясь в текущую работу) следить, чтобы не страдали интересы горожан.
Кроме того, мы планируем продавать оптовые базы тем, кто пользуется их услугами: крестьянам, колхозам, совхозам, владельцам продовольственных магазинов. Они станут совладельцами на паях. Необходимые документы для этого уже подготовлены.
Вообще, нам нужно еще немного набраться терпения. Мы должны пройти через насыщение "комковым" ассортиментом. Появятся проблемы реализации, и они будут просто выдавливать торговцев в другие сферы, заставлять их продавать то, что пользуется спросом. Я вижу самые первые признаки такой ситуации. Например, фирмы, торгующие часами из Гонконга и США, уже не могут повышать цены на часы даже вслед за ростом курса доллара. Некоторые магазины сейчас просто горят на "челночной" продукции из Китая, Польши. В поисках новой ниши для себя они будут думать о том, чего хотим мы, потребители. Только это принесет прибыль.