Многие москвичи уже знают, что на улице Космонавтов, д. 4, вновь открылся магазин "Свет" и роскошный (не только по нынешним голодным временам) ассортимент товаров присутствовал не только в первый день. Да, как ни странно, но ежедневно здесь в продаже - до 100 видов электроосветительной аппаратуры и многое другое. Оказывается, нынешний владелец помещения - не могущественный "Мосэлектробытторг", а научно- технический коммерческий центр Всесоюзного светотехнического института. Наш, корреспондент встретился с руководителем центра, кандидатом экономических наук А. БАХНОВЫМ.
- Александр Юрьевич, как получилось, что вы, ученый, пошли в торговлю?
- Вы не совсем правильно ставите вопрос. Знаете, мне всегда казалось, что "чистой", "классической" наукой призваны заниматься академические институты, а такие научные работники, как я, должны больше заниматься проблемами прикладными, и желательно - на живом деле. А то ведь у нас ВАК просто завален невнедренными диссертациями. Я давно пытался найти некое звено, способное замкнуть цепочку "наука - производитель - потребитель", и вот в начале этого года был создан в системе ВНИСИ наш научно- коммерческий центр на правах отдела института. Он состоит из двух подразделений лаборатории маркетинга и фирменного магазина. Причем торговля для нас не самоцель, а только средство для научных исследований. Сегодня мы имеем возможность лучше и быстрее реагировать на изменение потребительского спроса населения и доводить такую информацию до заводов-производителей.
- Но сейчас этот самый спрос настолько неудовлетворен, что покупатель готов любой товар хватать прямо от станка...
И тем не менее мы стараемся работать на перспективу, рассылаем анкеты, проводим консультации, выставки-продажи. Имеем полную информацию о спросе по многим регионам страны.
- А как это наш московский монополист - "Мосэлектробытторг" допустил появление в городе конкурента в вашем лице?
- Очень неохотно. Ведь мы действительно для них - серьезный конкурент. Вообще давно известно негативное отношение Минторга СССР к фирменной торговле, и с созданием нашего центра была целая эпопея. Сначала нам предлагалось быть поставщиком торга за определенную, очень неплохую долю в прибылях. Но мы ведь научная организация, а не отдел снабжения "Мосэлектробытторга". Мы предложили идею создания СП - советско- советского, но она не устроила руководство торга. Но в конце концов благодаря вмешательству Моссовета нам удалось получить помещение в поднаем, отремонтировать его. С 1 марта мы начали работать.
- И как сейчас складываются отношения с "Мосэлектробытторгом"? Фонды ведь вам приходится делить?
Нет, товары, продаваемые в нашем фирменном магазине, не являются фондами московской торговли. Это все сверхплановая продукция заводов, ни штуки, ни копейки из фондов Москвы мы не берем. Напротив, дополнительно к тем 23 млн. руб., на которые было закуплено столичной торговлей электроосветительной аппаратуры для реализации в 1990 г., мы по плану должны добавить еще на 6 млн. На деле же эта цифра, по всей видимости, будет значительно выше. Пока же потребность Москвы в электротоварах за счет торга удовлетворяется лишь на 30 - 40%.
- Почему же заводы ничего не могут дать торговле, ссылаясь на отсутствие мощностей, нехватку компонентов и т. п., и охотно идут на контакты с вашим центром?
- Во-первых, заводы имеют от нас информацию о состоянии рынка. Во-вторых, мы более чувствительно относимся к их проблемам, потому что сами находимся в составе НПО министерства. И самое главное - торговля в условиях социалистической системы является неким потребителем, который ничего не дает производителю. Мы же работаем на взаимовыгодных началах. Наш центр коммерческий, и мы пытаемся найти для заводов партнеров, которые могли бы поставлять им комплектующие изделия, материалы. Поэтому на нас смотрят не как на кредитора, а как на полноправного партнера.
- Прямые контакты, настоящая коммерческая работа, командировки... Так работать, наверное, интересней, чем в обычной торговле. Вероятно, у вас от желающих нет отбоя?
Поначалу так оно и было. А сейчас - скрывать не стану - есть трудности. А возникли они после выхода постановления Совета Министров СССР N 110, по которому вся прибыль, полученная свыше 30% уровня рентабельности, изымается в госбюджет. Наверное, были перекосы в премировании, особенно, я думаю, в системе Госстроя, но, прежде чем принимать подобное постановление, надо хорошо разобраться, а не бить по всем науке. Сегодня ситуация просто абсурдная. Рентабельность нашего центра доходит до 300%, причем мы ведь работаем не по договорным, а по государственным ценам, и размер торговой скидки у нас тоже установлен государством. Но чем больше товара мы достаем, чем больше продаем, тем больше денег идет в госбюджет. Так ради чего нам работать лучше? Для того чтобы заплатить нормальную премию коллективу за квартал, мы должны работать месяц, а потом закрывать магазин, так как два месяца работаем на бюджет. Сегодня мне выгодно зажечь все светильники - пусть горят! - потому что чем больше я потрачу, тем больше у меня будет возможностей заплатить своим работникам.
Пока же в центре некоторые продавцы и кассиры думают - а не вернуться ли им обратно в систему "Мосэлектробытторга", где они прохаживались по пустым залам, а не вкалывали, как здесь, - и получать чуть ли не вдвое больше.
- А что бы вы, как ученый-экономист, предложили правительству в качестве меры по борьбе со все усиливающейся инфляцией?
- Во-первых, конечно, создать нормальную систему налогообложения, которая должна стимулировать увеличение товаров народного потребления, а не душить предприятия. Однако и в новом Законе о налогообложении, который вступит в силу с 1 января, по- прежнему предприятия собираются обдирать, как липку.
Сейчас много говорят и пишут о так называемом "региональном хозрасчете". Можно говорить о перераспределении доходов между союзным, республиканским и местным бюджетами, сделать кредитными отношения между центральной и местной властью, но говорить о хозрасчете Октябрьского района города Москвы - простите, нонсенс! Верховные Советы СССР и РСФСР должны удержать страну от этого гибельного шага и разработать закон о предоставлении реального, а не бумажного хозрасчета предприятиям. И проконтролировать неукоснительное выполнение этих законов, потому что без этого рынок тоже невозможен.
Беседу вел И. ОРЕХОВ.