Примерное время чтения: 5 минут
391

СПРОС НА ТОВАРЫ В СССР ПРЕВЫШАЕТ ИХ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА 30%. Мы за ценой не постоим?

Полные прилавки и отсутствие очередей обещают сторонники немедленной либерализации цен. Но во что это обойдется? Об этом беседа нашего корреспондента Т. КОРОСТИКОВОЙ с директором Института экономической политики Академии народного хозяйства и Академии наук СССР Е. ГАЙДАРОМ.

- Егор Тимурович, что означает либерализация, освобождение цен? Ведь на многие товары цены и так очень высокие.

- Либерализованная или рыночная цена - эта та, при которой товар лежит в магазине. Сейчас в Сочи водку можно купить свободно - за 25 рублей. Значит, это и есть цена, обеспечивающая баланс спроса и предложения. А если сейчас в магазинах пусто, значит, действующие цены этого баланса не обеспечивают.

- Насколько могут подняться цены?

- По разным товарам и картина будет разная. Но, думаю, в первый, месяц в среднем цены вырастут не менее чем вдвое.

- Кто назначает свободную цену?

- Магазин. А ему, в свою очередь, по свободной цене продает товар производитель.

- Говоря о предстоящем освобождении цен, Б. Ельцин сделал возможное исключение для "стратегически важных товаров и услуг". Что под этим подразумевается?

- В первую очередь, я думаю, он имел в виду железнодорожные и авиационные перевозки, связь, коммунальные услуги. Это, возможно, нефть и нефтепродукты, очень ограниченный круг потребительских товаров, но каких - такого списка, насколько я знаю, пока нет.

А из продуктов?

- Думаю, что это будет хлеб.

- Многие экономисты, приветствуя рынок, считают все-таки, что для освобождения цен нужны условия, которых сегодня нет: стабилизация финансов, демонополизация, приватизация и т. д. Иначе - крах.

- 15%-ное падение национального дохода, с которым мы столкнулись в этом году, - это и есть крах. Поэтому главный вопрос в том, когда мы начнем создавать минимальные предпосылки, чтобы из него выбраться...

Реальность на сегодняшний день такова: мы потеряли контроль над материальными потоками, а с ноября 1990 г. и над ценами. После этого инфляция уже перешла из подавленной в открытую форму. В этом году оптовые цены выросли в 2,6 раза. Это предельно высокая инфляция. В такой ситуации нечего надеяться, что можно стабилизировать финансы (ликвидировать бюджетный дефицит, остановить неконтролируемый рост объема кредитов) до освобождения цен. У нас нет для этого необходимых рычагов.

Из-за ситуации с ценами разваливается налоговая система. Она приспособлена к фиксированным ценам и не годится для условий открытой инфляции. И каждый день отсрочки усугубляет проблему.

Конечно, либерализацию цен лучше делать после приватизации, демонополизации. Это было бы намного эффективнее (товаров стало бы больше, потребитель получил возможность выбора и влияния на цену, а через нее на производителя и т. д.) и для людей не так болезненно. Но ведь такие структурные реформы - это длительный процесс, которым нужно было заниматься уже давно, по крайней мере год назад. К сожалению, до сих пор все ограничивалось разговорами. А сейчас, когда полностью отказали все механизмы хозяйственного регулирования, тянуть уже нельзя и надо вводить главный рыночный механизм - свободные цены. Он будет у нас работать чрезвычайно неэффективно (имеется в виду слабая реакция производства на рост цен), но сейчас не работает никакой.

- Какие меры социальной защиты предполагаются?

- До сих пор наши социальные программы не перераспределяли деньги в пользу малообеспеченных людей. Нужно помогать прежде всего тем, кто в этом действительно нуждается. Это может быть прямая натуральная помощь, скидки и льготы по квартплате.

- То есть вы против индексации?

- Она приведет к резкому росту инфляции. Страны, которые пережили гиперинфляцию, - Германия, например, - запрещают индексацию законом. Они хорошо знают, что это за "счастье".

Если будет индексация, я не дал бы ломаного гроша за успех стабилизационной политики в течение ближайших двух лет.

Освобождение зарплаты - это другое дело. Если предприятие имеет деньги, чтобы хорошо платить за хорошую работу, - пожалуйста. Но не надо путать это со всеобщим ростом зарплаты.

Конечно, будет очень тяжело. Единственное, что сейчас облегчает дело: товаров уже давно нет ни по каким ценам. В этих условиях людям легче адаптироваться к идее, что будут высокие цены, но и товары будут.

- Когда, по-вашему, после освобождения цен можно ожидать улучшения ситуации?

- Если удастся обеспечить хотя бы минимальный уровень ответственности в финансовой политике, сдержать совокупный спрос, то к сбалансированному рынку мы придем быстро, через полгода. Это несложно.

Но для того чтобы начал расти уровень жизни, остановилась инфляция, чтобы были созданы предпосылки для экономического роста - нужно минимум 2 года. При условии, если не наделаем больше глупостей.

- Когда же введут свободные цены?

- Сначала нужно, как минимум, сформировать правительство, которое возьмет на себя ответственность за проведение этих мер.

ПО ДАННЫМ ГОСКОМСТАТА

Торговля за 9 мес. получила товаров меньше, чем за тот же период 1990 года (в сопоставимых ценах), на 51,2 млрд. руб. Запасов товаров в розничной торговле на 1 октября недоставало до нормальной потребности на 23 млрд. руб.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно