Примерное время чтения: 7 минут
183

НАДО НАЙТИ ИСТОЧНИКИ, КОТОРЫЕ СГЛАДИЛИ БЫ ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. В экономике демократия-это рынок

Переходим к рынку! Много лет прогрессивные люди страны ожидали и приближали это решение правительства. В радикальной программе перехода, с которой мы недавно ознакомились, есть свои сильные стороны, но есть и слабые. И это совершенно естественно. Наивно полагать, что тот глубокий кризис экономики, к которому мы шли десятилетиями, может быть разрешен с ходу, одним рецептом. То, чего достигли развитые страны в рыночной экономике за долгие годы, нам, наверное, не удастся достичь сразу. И появляются разные мнения, предложения, чтобы избежать ошибок. Ведь дело касается всей страны, каждого из нас!

Беседа нашего корреспондента Н. ЖЕЛНОРОВОЙ с помощником Президента СССР по экономике, членом - корреспондентом АН СССР Н. ПЕТРАКОВЫМ.

- Николай Яковлевич, еще несколько лет назад рынку говорилось "нет", теперь - "да". Это от безвыходности? Ситуация парадоксальная правительство зовет к рынку, а часть общества упирается.

- Все зависело от идеологии. У нас, считалось, все должно было быть наоборот, чем "у них". Раз у них есть рынок, значит, у нас не должно его быть. Многие не понимали, что рынок существует вне политики, он был и тысячи лет назад" он был (и есть) и у нас, но в виде "теневого". А вообще рынок - это способ функционирования экономики. Если мы говорим: больше демократии, то в экономике демократия - это рынок. Можно сажать в тюрьму за 5 колосков, сорванных на колхозном поле, но нельзя из-под палки заставить человека собирать по 50 ц. зерна с 1 га. Ни на энтузиазме, ни на принуждении нельзя построить экономику. Это недолговременные факторы.

- Как мы будем переходить к рынку, если пока непризнанной у нас остается частная собственность?

- В законодательстве надо установить равенство всех форм собственности, в том числе и частной.

Одно дело, как партия, идеология, общественность относятся к этой собственности, и другое дело - юридическое обоснование рыночных отношений. Мы до сих пор ставим частную собственность в неравное положение, а это говорит о том, что мы как бы не верим, что социалистическая собственность может победить в равной борьбе. Мы комплексуем, хотя социалистическая форма собственности, на мой взгляд, вполне конкурентоспособна.

- 70 лет мы пугали народ частной собственностью, провозглашали: "Мир - хижинам, война - дворцам", вот и получили то, что хотели. И приучили большинство населения к бедности, которой уже не боимся, стерпелись с ней, а чего опасаемся, так это изобилия, которое дает рынок.

- Многие боятся приватизации собственности, а фактически это ее денационализация. Ведь не обязательно передавать собственность в руки какого-то дельца или передовика производства.

Первое, что нам надо, - это сделать госпредприятия акционерными компаниями. Ликвидировать отраслевые министерства как супермонополии. Создать комитет по управлению государственным имуществом, в задачу которого входила бы оценка фондов наших крупных предприятий и превращение их в акционерные компании.

- Но это же входит в правительственную программу.

- В программе этот вопрос не ставится в числе первоочередных, а на практике там предусматривается продажа акций только работающим на предприятии. А надо, чтобы работник имел право держать акции и после ухода с предприятия, чтобы мог их дарить, оставить в наследство.

- Но тогда нужно иметь биржу ценных бумаг!

- Безусловно. Надо создать рынок ценных бумаг, дать право банкам, кооперативам, зарубежным фирмам их приобретать. Тогда, кстати, решится вопрос и о совместных предприятиях. Кроме того, нам нужен и рынок инвестиций (капитальных вложений). Сейчас у нас инвестиции распределяются любым путем, кроме экономического. А инвестиционный рынок не менее важен, чем товарный, потому что товары это производный продукт капвложений.

Путем продажи инвестиционных акций выявляются общественные приоритеты. Чьи акции пользуются большим спросом, у того отрасль и важнее для народа. Но главное - создается конкуренция - душа рынка. А сам рынок начинается с создания условий для конкуренции, поощрения малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Для этого государство должно давать людям на льготных условиях кредиты, помещения. Это важно потому, что люди со склонностью к предпринимательству, но не имеющие денег, не смогут проявить себя. Тогда только дельцы теневой экономики, имеющие капитал, смогут воспользоваться плодами предпринимательства. Надо развивать честный бизнес.

- Что по-вашему, покажет референдум?

- Я удивляюсь смелости нашего правительства. Если с помощью референдума выяснять, надо ли повышать цены, то и без него вам в любой стране мира скажут, что не надо. Если же на референдум выносить вопрос, переходить к рынку или нет, то нельзя людей спрашивать о том, чего они не знают.

Ведь у многих сведения о рынке очень искаженные. Раньше всем сообщалось о рынке только плохое: нищета, цены, безработица. Десятилетиями работали идеологические штампы, которые затуманивали мозги. Поэтому, естественно, такое настороженное к рынку отношение.

- Сказалось, без сомнения, и кооперативное движение, которое продемонстрировало темные стороны якобы рыночных отношений.

- Да, "черный рынок" в нашей стране существовал и тогда, когда не было никакого рынка. Всегда можно было найти за бешеные деньги хорошего мастера. С появлением кооперативов ситуация легализовалась. Здесь все получше, но за большие деньги - словом, только для богатых. Но и теневой, и кооперативный - это не настоящие рынки. Они всегда базируются на том, что в остальной экономике царствует дефицит. Эти рынки всегда были административно ограничены, и поэтому плата за услуги на них была еще выше - за риск. Тем более что они не столько производили, сколько перераспределяли.

Да и кооператоров мы сами своими ограничениями сделали монополистами. Часто кооператорам отдают те торговые точки, которые были государственными и должны были конкурировать с кооперативными. Рынок - это не высокие цены, как многие думают, а конкурент, который может перехватить у другого инициативу или высоким качеством продукции, или низкими ценами.

У нас тоже есть конкуренция - потребителей за товар (очередь - кому-то достался товар, кому-то нет - это тоже конкуренция). Ее надо поставить с головы на ноги, развивать конкуренцию производителей за потребителей, а не наоборот. Если у производителя высокие цены, значит, у него высокая прибыль. Значит, он может расширять производство, и тогда цены снижаются. Кто-то спросит: зачем это делать, если это ему невыгодно? Но не расширять он не может, потому что это сделает сосед, и тогда цены все равно упадут, а он останется с низкой прибылью. При расширении производства прибыль тоже упадет, но на единицу продукции, а не на всю ее массу.

У нас считается, что если кто-то выступает за свободные цены, то он сторонник высоких цен. Но ведь цены могут снижаться, а при рынке это случается чаще, чем теперь.

- Не сдержит ли наша налоговая политика расширение производства товаров?

- Все возможно. Мы можем зарезать курицу, которая несет золотые яйца. Непонятно, почему у нас прогрессивная шкала налогообложения, если надо не сдерживать, а максимально стимулировать деловую активность.

- Надо ли нам сейчас стремиться к сокращению дефицита бюджета? Может быть, есть смысл его временно заморозить?

- Но так страшен сам дефицит, сколько его структура. Сейчас дефицит бюджета в основном складывается из непомерных государственных расходов на неэффективные программы. Нам надо вводить бюджет чрезвычайной экономии. Нужно бороться с долгостроем, незавершенкой, "Многострой" - это источник инфляции. Прирост незавершенки только за один год достиг 39 млрд. руб., а из них около 10 млрд. руб. - это зарплата строителей. А ведь там омертвленные ресурсы, комплектующие, за них их производители тоже получили зарплату.

- Нужен ли нам пятилетний план?

- Нужно изменить его концепцию и саму форму плана, сделать его стратегическим. Крупные, общенациональные программы должны быть в плане.

- Но способны ли те же самые люди перестроить свое мышление?

- Конечно, важна не только политическая, но и профессиональная перестройка. Для этого надо людей обучать, может быть, даже за границей. Скупой платит дважды.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно