Примерное время чтения: 6 минут
125

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО. Уйти от дефицита

Дефицитом товаров нас не удивишь. Но то, с чем пришлось столкнуться за последний год, приводит в растерянность даже самых терпеливых: прилавки магазинов пустеют все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает академик АН СССР С. ШАТАЛИН.

Потребительский рынок СССР не сбалансирован многие годы. Реальная практика заставила всех думать, что и дефицит предметов потребления, и дефицит средств производства являются неотъемлемой чертой социалистической экономики, по крайней мере в ее советском варианте. Не вдаваясь в дискуссию на этот счет, скажу лишь, что теоретического ответа на этот счет пока еще не найдено. Сбалансированность потребительского рынка определяется тремя переменными: предложением товаров и услуг (в натуральном выражении), платежеспособным спросом населения, уровнем розничных цен и тарифов на товары народного потребления и услуги. В течение всего развития экономики СССР предложение товаров и услуг относительно (по сравнению с доходами и сбережениями населения) падало, платежеспособный спрос часто искусственно рос, розничные цены всеми правдами и неправдами увеличивались. Инфляция все более и более стала сопровождаться стагфляцией, означающей постоянное падение темпов роста предложения физического объема товаров и услуг. Например, в 1988 г. весь прирост объема производства в легкой промышленности был обусловлен инфляционно - стоимостными факторами.

Практически бесследно исчезли громадные капитальные вложения, которые в течение двадцати прошедших лет были вложены в сельское хозяйство. Не было и нет современной материально-технической базы производства товаров длительного пользования. По уровню душевого потребления СССР катастрофически отстает от промышленно развитых стран.

Платежеспособный спрос населения определяется уровнем текущих доходов населения и накопленными сбережениями. Многократно писано, что рост доходов у нас давно почти потерял какую-либо связь с реальными результатами труда. Усиливающаяся в результате этого инфляция вновь толкала к дутому росту доходов.

- А как же это совместить с мнением, что нам недоплачивают за труд?

- Действительно, некоторым недоплачивают. Но другим - переплачивают. И таких намного больше. Фактически многим платят просто за приход на службу. Деньги - и зачастую немалые - они получают, но их зарплата не подкреплена никаким товаром - будь то научные идеи или конкретные изделия. Вот и получается: денег по стране ходит все больше, а купить на них нечего. Отсюда - постоянный рост цен.

К 1988 г., когда на потребительском рынке случился взрыв, уровень неудовлетворенного спроса населения оценивался в 70 - 80 млрд. руб.

В определенной степени ситуацию обострило сообщение о предстоящей реформе розничных цен и денежной реформе. В 1988 г. был побит рекорд прироста денежных доходов населения. Растут они и теперь.

Во всем мире сейчас обращаются бумажные деньги (размен на золото, как в старые добрые времена, прекращен). Их сила - в доверии населения к бизнесу и правительству. У нас этого, будем откровенными, нет. Поэтому все висело на тоненькой ниточке, и она оборвалась. Население со страхом ожидало и ожидает реформу розничных цен и денежную реформу. По первому поводу наше руководство более или менее ясно объяснило свою позицию, насчет денежной реформы не было сказано ничего.

Я и сам приложил руку к тому, чтобы вызвать среди населения панику, заявив в 1986 г. в журнале "Коммунист", N 14, что нам необходимы комплексная реформа розничных цен и денежная реформа, и отказался от этого слишком поздно, когда на рынке был уже взрыв. Спрос перестал быть нормально - экономическим, начался ажиотаж. Мыло, стиральные и другие порошки, сахар раскачали уже давно накрененную лодку. Эффект снежного кома оказался неизбежен. И "белый", и "серый", и "черный" рынки переживают вакханалию цен.

- Как, по-вашему, можно выправить положение?

- Во-первых, нужно, чтобы в сельском хозяйстве, в легкой, пищевой промышленности, сфере торговли и услуг развивались рыночные отношения. Необходимо ликвидировать соответствующие министерства, осуществить демонополизацию в производстве товаров и услуг. Госзаказ должен быть минимальным, только для таких стратегических продуктов, как мясо, зерно. Предприятия будут платить лишь налог на прибыль - нужно только, чтоб он был разумный, не убивал их. Рыночные отношения предполагают и рыночные, т. е. договорные цены. Считаю, что в названных отраслях нужно поднять рабочим зарплату. Как никакие другие, эти отрасли нуждаются в переоборудовании.

Необходимо пересмотреть структуру импорта, повысить долю тех товаров, по которым высока бюджетная эффективность.

Мы должны множить кооперативы, проводя умную налоговую политику.

Еще почти никак не используются возможности оборонной промышленности. Лучше всего, чтобы сейчас здесь делали оборудование для отраслей группы Б и сложные товары длительного пользования, пока у нас недостаточно специализированных мощностей.

Полагаю, что нужно продумать вопрос о значительном повышении цен на землю, которую дают под садовые участки (этим мы введем новый товар на рынок) и снять ограничения с размеров землевладения (сейчас предел - 6 соток). Хорошо бы повысить участие населения в финансировании жилищного строительства.

Надо подумать, как, не ухудшая материального положения людей, года через три провести реформу цен. Цена должна быть не надуманной, а учитывать спрос и предложение.

Разумеется, нам необходимо как можно скорее перейти на такую оплату труда, которая бы отражала реальные конечные результаты, рост эффективности производства.

Сейчас у нас большой дефицит госбюджета, что негативно сказывается и на потребительском рынке. Значительно уменьшить его можно за счет резкого сокращения объема производственных капитальных вложений, особенно долгостроя, где сосредоточен большой объем зарплаты, не подкрепленный реальной продукцией. Также нужно еще раз посмотреть расходы на оборону. Даст эффект и выпуск разнообразных акций. Таким образом мы оздоровим и госбюджет, и потребительский рынок.

Думаю, всем понятно, что для принятия правильных экономических и политических решений нам нужна информация, которая бы отражала реальное положение в экономике. Пока же многие показатели, скажем так, недостаточно обоснованны.

- Ведущие экономисты страны, по-моему, уже устали отвечать на один и тот же вопрос: что делать? Кажется, достаточно реализовать их рекомендации, и мы забудем о дефиците. Почему этого не происходит?

- Считаю, что у Председателя Совета Министров должна быть группа экономических советников, которая помогала бы ему работать. К сожалению, пока у Н. И. Рыжкова ее нет.

Мешает нам отсутствие необходимых знаний в области экономики и науки на всех уровнях, недостаточный уровень профессионализма, культуры нации в целом, идеологизация экономического мышления, которая сложилась задолго до перестройки, недостаточная решительность правительства в проведении неотложных экономических преобразований.

Скажу еще то, что дефицит государственного бюджета, товаров - это видимая часть айсберга. Главное же - недостаточная эффективность использования ресурсов, резкое повышение которой - самая важная задача проводимой в СССР реформы.

Беседу вела Т. КОРОСТИКОВА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно