Примерное время чтения: 6 минут
458

Как слезть с нефтяной иглы?

Почему денег у страны становится все больше, а экономика растет все медленнее?

В N 48 "АиФ" мы говорили с советником Президента РФ по экономическим вопросам Андреем ИЛЛАРИОНОВЫМ о "раскулачивании" олигархов и свертывании экономической свободы в России. Публикуем окончание этого интервью.

Вскроем Стабфонд - закроем заводы

- ВАШУ идею - хранение сверхдоходов бюджета в Стабфонде - многие считают ошибочной. Почему такую прорву денег надо держать "под американским матрасом", а не пускать в народное хозяйство?

- А вы хотите, чтобы доходы россиян съела инфляция? Чтобы миллионы наших граждан стали безработными?

В ноябре годовые темпы инфляции составили 11,3%. Если бы не было Стабфонда, они были бы минимум 20%. Если деньги Стабфонда потратить внутри страны, то неизбежен дополнительный рост цен, и люди станут беднее. А у предприятий вырастут издержки, многие из них станут нерентабельными. Им придется сокращать производство, снижать зарплату, увольнять работников, закрываться.

Что же касается инвестиций в экономику - они подобны питанию для организма. Их нужно ровно столько, чтобы развитие было оптимальным. Как и человека, экономику столь же опасно перекармливать. Если человека вместо одного обеда кормить пятью, вместо одного ужина - десятью, что с ним будет?

- С чего вы взяли, что у нашей экономики достаточное питание, а не голодание? Не хватает денег на строительство дорог, мостов. Не хватает инвестиций в высокие технологии - то же авиастроение...

- Давайте сопоставим: в 2000 г., когда больших доходов у нас еще не было, промышленное производство в стране выросло на 11,9%. В 2003 г. денег стало уже прилично, а рост производства снизился до 7%. В нынешнем году страна купается в нефтедолларах, а рост в промышленности - скромные 3,9%... Думаете, инвестиций меньше стало? Как бы не так! Их объем возрос вдвое. В 2000 г. инвестиции в промышленность составили 16 млрд. долларов, в 2003 г. - 25 млрд., а в нынешнем - 35 млрд. В 2005 г. инвестиции выросли на 10%, в том числе прямые иностранные - на 18%. Так что нельзя утверждать, что кто-то "не пускает деньги в народное хозяйство"... Но если инвестиций все больше и больше, то почему же темпы роста все ниже и ниже?

Да потому что важнее не то, сколько инвестиций будет вложено. Важнее то, какого они будут качества, какие товары от этих инвестиций будут получены, будут ли эти товары пользоваться спросом у нас в стране или за рубежом.

Издержки растут - рост экономики замедляется. Мы хотим совсем его остановить? Хотим полностью ликвидировать обрабатывающие производства в стране? Мы хотим сделать российскую экономику подобной саудовской - с двумя-тремя живыми отраслями по добыче сырья и с десятками миллионов безработных? Если так, то тогда, конечно, реальный курс рубля надо повышать! А Стабфонд - тратить!

Спрос на нефть иссякнет раньше нефти

- СКОЛЬКО еще мы просидим на нефтяной игле? И что будем делать, когда запасы сырья закончатся?

- История полна случаев, когда дефицит того или иного ресурса казался непреодолимым. Скажем, в середине XIX века в Америке и Европе горячо обсуждаемой темой был дефицит китового жира, применявшегося тогда для освещения. Шли апокалиптические публикации: как освещать улицы городов, когда перебьют всех китов? Изобретение электричества похоронило эту проблему.

В истории не было случая, чтобы запасы какого-либо ресурса заканчивались раньше, чем исчезал спрос на него. Каменный век закончился раньше, чем на Земле закончились камни. Век дров - раньше, чем закончились дрова. Век угля заканчивается раньше, чем иссякают его месторождения. И нефтяной век завершится раньше, чем на Земле будут исчерпаны ее запасы. Рано или поздно мир перейдет на другие энергоносители.

Поэтому самый лучший способ для России слезть с нефтяной иглы - как можно быстрее эту нефть добывать, пока на нее еще сохраняется приличный спрос! Не сдерживать добычу, а увеличивать! Наращивать поставки на мировой рынок, строить трубопроводы, порты, терминалы... Доход, получаемый от продажи нефти сегодня, несопоставим с доходом, какой будет возможен, когда цены на нее упадут. Тогда останется горделиво сидеть на "стратегических" месторождениях, которые никому не будут нужны. Так же как и на запасах угля, дров, торфа, воска, пеньки...

- Есть ли другой ресурс, который будет кормить нас после нефти?

- Самый главный ресурс любой страны - это люди. Свободные, инициативные и предприимчивые. Способные создавать и продавать товары и услуги, пользующиеся спросом в стране и за рубежом. Не царское это дело, не дело правительств и парламентов, чиновников, президентов и их советников - устанавливать, чем должны заниматься другие люди. Кто-то будет тачать сапоги, кто-то печь пироги. Если власти мешать не будут, никто без дела не останется.

Национальные интересы и их видимость

- ТО ЕСТЬ опять "его величество рынок все расставит по местам"?

- Рынок, как известно, - наилучший, наиболее эффективный и справедливый механизм координации человеческой деятельности. В ХХ веке массовый голод происходил исключительно там, где пытались уничтожить рынок, - в России, Китае, Эфиопии, Северной Корее. Рынок спас от гибели миллионы людей во время военного коммунизма, Великой Отечественной войны.

Отказ от рынка, национализация компаний, госинвестиции, импортные квоты, зерновые интервенции, таможенные пошлины, субсидии, дотации, особые зоны - все это деформирует работу российской экономики. Платой за пагубную самонадеянность чиновников, возомнивших себя мудрее миллионов потребителей и производителей, становится падение темпов экономического роста, замедление роста уровня жизни. Если в 2000 г. реальная зарплата выросла на 21%, то в нынешнем - на 9%. Вместо возможного роста экономики на 16% в 2005 г. получим в лучшем случае 6%-ную прибавку.

- Андрей Николаевич, вы работаете на главу государства, но отчего же ваши советы так часто расходятся с тем, что принято считать государственными интересами? Дело "ЮКОСа", которое вы называете "авантюрой", - не единственный пример.

- С государственными интересами расходятся не мои советы, а конкретные действия властей - касается ли это Киотского протокола, аферы с "ЮКОСом", роста реального курса рубля, реформы электроэнергетики. За каждую такую ошибку платит страна, платят ее граждане - банкротством компаний, отключениями электричества, сворачиванием производства, сокращением потребления. Платят десятками и сотнями миллиардов долларов, а иногда и жизнями людей... История рано или поздно все расставляет по своим местам. И тогда выясняется, что же является настоящими национальными и, следовательно, государственными интересами, а что - их видимостью.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно