"РАС-ПЫРАДАЖА! Рас-пырадажа! Все па пыт-дисят! - потный и небритый сын Кавказа стоял за уличным складным прилавком с удивительно паршивым барахлом. - Падхади, барат, пакупай! Скыдка, э?" "Барат", то есть я, сбился с шага, резко повернул в другую сторону и позорно бежал. Сработал классический условный рефлекс - в памяти еще свеж кошмар последнего редакционного задания. Суть его была такая: прошвырнуться по магазинам и посмотреть, как там у нас идут ЛЕТНИЕ РАСПРОДАЖИ. Вроде бы ничего страшного, правда?
Сейл в большом городе
"НУ НАКОНЕЦ-ТО хоть раз нормальное задание, - жена, узнавшая, что мне порекомендовали взять ее в качестве эксперта, неподдельно обрадовалась, что было подозрительно. - Значит так. Завтра раненько двинем по разным магазинам... Что? Нет, много денег с собой не бери, мы же по делу..." О губительная мужская беспечность, она же пофигизм! Если б мне знать все наперед... Впрочем, успокаивающая мантра супруги "нет-нет, никакого фанатизма, пробежимся, и все" настраивала на благостный лад. Но весь настрой разрушился с первых же шагов под условными сводами потребительского вавилона. Мне, честно говоря, было уже все ясно. Распродажи шли. Даже если бы магазины не надрывались безмолвными "10%", "30%", "50%", "70%" и восклицательными знаками после каждой цифры, легионы радостно-возбужденных женщин не оставляли никакого сомнения. Равно как и немногие мужчины в роли хмурых носильщиков.
К моему ужасу, первым на нашем пути оказался магазинчик "Бюстье". Женское белье. Витрина обещала сейл 50%. "Ой, смотри какой бодик! И комбинашечка! Сколько-сколько? Как так, у вас же скидка? Ах, только на купальники? Пошли отсюда!" - и моя супруга выскочила вон, увлекая меня за собою в засасывающую воронку раcпродаж. Дальнейшие 6 (прописью - шесть!!!) часов слились у меня в какую-то кашу, отмеченную несколькими запомнившимися вешками-магазинами.
"Кутюрье". Честные скидки от 20 до 50% на все шмотки, но: "Нет, ты посмотри! Здесь даже сейл не поможет, за такую цену я куплю эту муть только под наркозом! Дальше!"
"Нью-Йоркер". Все - минус 50%. "Ой, какое платьице... Давай купим? А что, только этот размер? Жа-алко... Штаны? Отлично! Бери, не думай!"
"Модный базар". Цены в у. е. и скидки до 70%. Но нормальных человеческих размеров почти не осталось - все либо на задохликов, либо на здоровенных слоников. Вторых почему-то больше, они увлеченно покупают "мятые" пиджаки и понтовые футболки.
"Reserved". Такое впечатление, что склады забиты не то что прошлогодними, а даже позапрошлогодними коллекциями. Скидки почти до 80%, народу - тьма, и все орут. Хорошая, но не больно-то нужная теплая толстовка перекочевала в наши сумки.
"Ecco". Скидки от 20 до 50%, но только на летнюю обувь. Из всей летней обуви - довольно дурацкие кроссовки и брутальные сандалеты а-ля "пацаны, я к ларьку за пивом".
"Promode". Бабье царство и 70%-ный разгул. Маечки, топики, рубашечки... Особенно популярны розовые кофточки а-ля Ароян. Рай для поклонниц фильма "Секс в большом городе" - типичные шмотки для Кэрри Бредшоу, невообразимый трэш. Это для Чехова розовое платье с зеленым пояском - верх безвкусицы. Для завсегдатаев этого магазина - единственно возможное сочетание...
Карман пуст. Два дополнительных похода в банкомат. Короткий перекур, снова в бой. Сухой остаток: 6 часов магазинной карусели, 5 купленных вещей, дикая усталость, дыра в семейном бюджете размером примерно в 300 у. е. и почти наркоманская "ломка" супруги на обратном пути: "Там были такие кофточки! И сарафанчик! И я еще хотела в пару-тройку магазинчиков зайти!
Закон яйца
ВСЕМ ИЗВЕСТНА, хотя бы по историческим фильмам, жадность русских купцов петровского времени, предпочитающих лучше сгноить весь товар, но не сбросить ни гроша, тогда как в Европе нечто похожее на скидки уже имело место быть. Впрочем, нашим негоциантам хватило ста лет, чтобы исправить положение. Причем не близ окна в Европу, а в Москве, что вдвойне лестно. Весной 1808 г. купец-гостинодворец Михаил Федорович в своей лавке на галантерейной линии затеял торговлю "ситчиками" по ценам "без запроса". То есть устроил самую настоящую распродажу. Мужики-купцы над ним хохотали, а вот женщины мигом сообразили, что к чему, и устроили в лавке сущий потребительский беспредел.
"Классический расклад, - улыбается пресс-директор Института национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский. - Магии распродаж и скидок поддаются в основном женщины. В психологии есть даже специальный термин "шопотерапия" - в том случае, если у женщины плохое настроение, грозящее перерасти в депрессию, ей рекомендуют пробежаться по магазинам, перемерить как можно больше шмоток и перенюхать как можно больше духов, купив заодно какую-нибудь приятную мелочь.
Наваждение скидок сродни золотой лихорадке, особенно когда распродажа подходит к концу, полки магазинов почти пусты, а "старателей" слишком много, и каждый из них норовит хапнуть именно ту вещь, на которую ты положил глаз. В результате становишься владельцем не очень-то нужных тебе вещей, иные из которых, как потом выясняется, не стоят заплаченных за них денег. Хоть бы и со значительными скидками.
"Начнем с того, как вообще рождается распродажа, - говорит Олег Комаровский. - Скажем, некий магазин обновляет коллекцию одежды. Пока она считается новой, цены на нее здорово завышены. Тем не менее на эту одежду находится много охотников из числа щеголей, одержимых дешевой маниловщиной. Они приносят ощутимую прибыль и дают возможность дальнейшего снижения цен. И только когда дело доходит до 30%-ной скидки, вещь продается по справедливой цене. К концу сезона на складе остается около 20% вещей, которые не стоят уже совсем ничего. То есть их можно отдать бомжам задаром. Но по всем законам общества потребления этого делать нельзя ни в коем случае. Поэтому объявляются "щедрые" скидки - до 70 или даже 90%, которые провоцируют потребительский психоз".
В принципе ничего криминального в этой ситуации нет. Так происходит во всем мире. Кроме... России. Дело в том, что во многих московских бутиках цены по сравнению с европейскими изначально завышены в среднем на 30%. Поэтому русские скидки до известного рубежа вообще не могут считаться таковыми - при официальном 60%-ном сейле мы всего-навсего покупаем вещь по справедливой цене. Чтобы насладиться минимальной реальной скидкой, нужно дождаться границы хотя бы в 70%, которые объявляются отнюдь не всеми магазинами и крайне редко. В российском стиле торговли есть еще один момент, который можно назвать "эффектом яйца". Всем известно, что перед Пасхой спрос на куриные яйца увеличивается скачкообразно и столь же круто поднимается их цена. Поэтому есть прекрасная возможность дать в целях рекламы минимальную скидку при бессовестно завышенной цене.
Как вести себя на распродажах
Олег КОМАРОВСКИЙ, пресс-директор Института национального проекта "Общественный договор":
- Чтобы по максимуму себя обезопасить и не поддаться покупательской истерии, надо помнить о нескольких важных вещах. Перво-наперво следует усвоить, что скидка в 5% или 10% не может считаться скидкой - на Западе такой позор даже не рекламируют. Второе. Попав в магазин, человек автоматически настраивается на приобретение вещей, следовательно, он психологически неустойчив и его можно законно "развести" на покупку, посулив, скажем, две пары обуви вместо одной. Значит, по магазинам лучше ходить, имея при себе трезвомыслящего человека - мужа. И, наконец, ни в коем случае не совершать поход по многим магазинам с большой суммой денег или с кредитной карточкой. Особенно если это карточка мужа.
Алексей МОНАХОВ, юрист Союза общественных объединений "Международная конфедерация обществ потребителей":
- Информация о скидках и распродажах является рекламной. Если в запале вы уже успели купить вещь, а потом вдруг заметили, что заявленная скидка не соответствует реальной, то это подпадает под определение "Ненадлежащая информация о товаре". В таком случае можно вызвать менеджера или директора магазина и попробовать договориться полюбовно. Если они отказываются, вы имеете право обратиться в суд. То же самое касается тех случаев, когда под видом сезонной распродажи реализуются уцененные товары без надлежащей оговорки.