Мы открываем новую рубрику - "О насущном". В ней Е. ГАЙДАР будет комментировать проблемы, события, которые особенно волнуют россиян. Сегодня Егор Тимурович оценивает предложенную правительством программу.
- Дело в том, что параллельно с этой была предложена и другая программа, разработанная Минэкономики. Я бы назвал ее боевым кличем сторонников свертывания реформ.
Но принята как рабочий вариант программа, разработанная профессором Е. Ясиным. Идейно она тесно связана с программой углубления экономических реформ, которую год назад наше правительство представило в парламент. В некотором смысле это ее вариант, но адаптированный к сегодняшней ситуации. Многое из того, что есть в этой программе, соответствует глубинным, базовым потребностям нашей страны, в ней есть точные приоритеты, связанные с восстановлением способности экономики к росту, с созданием предпосылок для частных капвложений, для частных сбережений. В ней нет иллюзий по поводу благотворного влияния административной суеты на экономическое развитие.
Но есть проблемы. Первая -в какой степени она будет реализована? Все программы, принятые в последнее время, оставались просто декларативными документами. Одна из основных причин в том, что министерства и ведомства потом саботировали их, заявляя, что они не согласны, что у них другие убеждения...
Вторая. Сейчас идет дошлифовка программы. Она поручена группе, состоящей из министра финансов Б. Федорова, министра экономики О. Лобова и председателя Госкомимущества А. Чубайса. Каким будет окончательный вариант программы? Пока это вопрос!
- Реформы тормозит отсутствие правовой, финансовой базы для них. Что для ее создания нужно сделать в первую очередь?
- Необходимо срочно принять законы, регулирующие деловые отношения. Пока же, например, заставить выполнить контракт - а не выполняют сплошь и рядом - можно только силой, с помощью крепких мальчиков. Необходимы изменения в Уголовном кодексе и Кодексе законов о труде, нужно устранить препятствия к купле-продаже земли и т. д. Плюс к этому нам необходима бюджетная реформа. Сегодня у нас сложилась аномальная ситуация, при которой осмысленная финансовая политика невозможна: внебюджетные фонды больше бюджетных.
Парламент пытается создать собственный независимый источник финансирования: Пенсионный фонд. Он выводится из бюджета. Фонд социального страхования традиционно был у государства, но управляли им профсоюзы. Он вне бюджета. Фонд занятости, дорожный фонд тоже вне бюджета. Правительство создает фонды конверсии, финансового регулирования топливно-энергетического комплекса - вне бюджета. Создаются они для того, чтобы бюджет не залез туда и, не дай Бог, не перераспределил ресурсы. В результате получается, что действует параллельно несколько независимых друг от друга финансовых систем.
Во внебюджетных образуются остатки, которые вкладывают в коммерческие структуры, в банки. Этих остатков много. Наука, культура, здравоохранение жалуются, что не хватает денег, а остатки в фондах примерно в 6 раз больше, чем все наше финансирование науки. Остатки в Пенсионном фонде больше, чем все, что мы тратим на здравоохранение. Это оттого, что финансовая система неупорядочена. Поэтому нужна реформа, которая позволит организовать бюджетный контроль за всем, что в государстве есть. Это огромные деньги. И, по существу, это наша возможность решать крупнейшие социальные проблемы, например, такие ключевые, как помощь семьям с детьми. Вся программа помощи таким семьям - из свободных остатков внебюджетных фондов, которые вложены в коммерческие структуры. Но пока этого нет, и Минфин вынужден сокращать все виды бюджетных расходов. А это опасная практика.
- На недавней встрече с вами администрация Калужской области пожаловалась, что перед ней замаячила серьезная проблема сбыта овощей. Торговля не хочет брать из-за дороговизны, боится, что не продаст. Но что же делать селянам, не продавать же ниже себестоимости? Это очень типичная проблема для товаропроизводителей. Страдаем и мы, покупатели: нет нужных товаров. А они где-то пылятся на складе или пропадают.
- Могут они снижать ниже себестоимости! Возникает вопрос: что такое себестоимость? В какой степени в ней "сидит" бесхозяйственность, огромные потери, плохая организация производства, труда, огромный избыточный расход бензина, скажем, поездка механизатора на тракторе за выпивкой и т. д. Такого, чтоб цена подстраивалась под себестоимость, в рыночной экономике нет. Если ты не можешь производить овощи по цене, которая устраивает рынок, значит ты с рынка уходишь.
Но чтобы это сработало, резко должна вырасти доля негосударственного сектора в снабжении, торговле. Сначала снимут навар со спирта "Ройял", киви, а потом, когда рынок ими насытится, поймут, что самая выгодная торговля - массовая. Потому что огромный рынок сбыта.
Только так решится эта проблема. Но никак не путем субсидирования производителя.
- Нам предрекают политически бурный сентябрь. Какой вы планируете сценарий развития событий?
- Двоевластие в России на годы - это очень опасно. И новые выборы - естественное разрешение политического кризиса власти.
Самое важное сейчас - добиться широкого политического согласия в том, что мы должны решать наши проблемы на избирательных участках, а не с помощью силы.
Я не говорю: давайте помиримся, будем жить дружно и выработаем некую компилятивную программу действий. Это бессмысленно. У нас есть принципиальные, неразрешимые разногласия. Но в одном должно быть согласие: давайте дадим народу возможность разрешить наши разногласия. А дальше -победит, например, "Гражданский союз" - пусть формирует правительство и реализует ту программу, которую найдет нужным.
Мы сейчас создаем предвыборный блок "Выбор России", который будет представлять реформаторские силы на выборах. От этого блока мы хотим выступить с обращением к политическим силам самого разного спектра о взаимодействии в достижении политического согласия.
Смотрите также:
- Отнять и поделить? Многие наши беды от "недоделанной" приватизации →
- Геннадий Семигин: "Страна на пороге кризиса" →
- МНЕНИЯ (30.06.1992) →