ВОЛНА протестов бывших льготников не спадает, несмотря на все заверения и обещания правительства компенсировать потерянные блага. Лидер Промышленной партии, зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, доктор экономических наук Елена ПАНИНА считает, что выход из сложившейся патовой ситуации есть.
Цены можно обуздать
- ТАК в чем рецепт выхода из тупика, по-вашему мнению?
- Во-первых, на период проведения социальных реформ должно быть введено жесткое регулирование цен. Обратите внимание, только за январь цены на лекарства взлетели на 30%. Вслед за этим обязательно последует рост цен на квартиры, на бензин, жилищно-коммунальные, медицинские услуги. Почему это происходит?
Дело в том, что в результате реформ 90-х годов вместо рыночной мы получили сверхмонополизированную экономику латиноамериканского образца середины прошлого века. Причем монополизм охватил и те отрасли, с которыми людям приходится соприкасаться напрямую чуть ли не ежедневно и где, по всем рыночным канонам, должна формироваться конкуренция за счет развития малого и среднего бизнеса. Посмотрите, мелкие магазины разоряются, их место занимают крупные торговые сети. Муниципальных аптек практически не осталось, здесь тоже господствуют сети, только аптечные, в пищевой промышленности - сплошные монополисты. Рынок строительства жилья фактически поделен между крупными компаниями.
Монополисты четко отслеживают, когда на финансовом рынке появляются новые средства, в частности денежная компенсация льгот, и тут же нацеливаются на то, чтобы спешно их "освоить". Взвинчивают цены. В итоге денежная компенсация, другие доходы населения, как ни повышай, будут съедены искусственным ростом цен. Это все равно что бросать деньги в топку. Люди эту прибавку даже почувствовать не успеют. Как монополисты распоряжаются своими средствами, известно - по большей части уводят в офшоры.
Нам объясняют господа из правительства, что причины роста цен - в инфляции, что на него влияет рост доходов населения. Утверждаю: у нас нет объективных причин для инфляции при таком неудовлетворенном спросе населения на товары и услуги и нехватке финансовых ресурсов для обслуживания хозяйственного оборота. Нынешний рост цен - это следствие сговора монополистов. И если не предпринять меры - волна народного гнева будет только нарастать. Погасить ее можно целым рядом конкретных, хорошо продуманных решений. К примеру, должен быть введен механизм ценового государственного регулирования на основные социально значимые товары и услуги. Ничего нового и антирыночного в этом нет. Многие страны в период реформ через это проходили. При этом правоохранительные органы, прокуратура должны четко отслеживать и пресекать любые попытки монопольного сговора.
Это во-первых.
Во-вторых, когда цены будут под контролем государства, нужно резко повысить доходы всего населения. Во всем мире существует понятие "социальный стандарт жизни". Позор то, что наша страна - единственная, где мерилом благополучия считается минимальный размер оплаты труда.
При этом в рыночном секторе экономики государство должно простимулировать повышение зарплаты снижением единого социального налога до 15%. Это позволит также вывести из тени значительные средства и увеличить поступления в госбюджет. Не секрет, что теневой оборот по стране составляет сегодня около 40% фонда оплаты труда.
Что касается повышения зарплаты госслужащим и пенсий пенсионерам - денег на это сегодня предостаточно. В бюджете на 2005 год только за счет занижения цены на нефть не учтено доходов на 150 миллиардов рублей. И это если исходить из цены 30 долларов за баррель. Сейчас же мировая цена на нашу нефть почти в полтора раза выше. Куда они уходят?
- Но все же вы не учитываете, что чем больше денег, тем выше инфляция...
- Инфляция присутствует во всех рыночных экономиках. Главное, чтобы рост доходов населения существенно опережал рост цен. А поскольку я предлагаю повысить доходы населения в условиях государственного регулирования цен, монополистам не удастся ввергнуть страну в ценовой беспредел.
Ленивые министры
- КАК думаете, у нынешнего правительства достаточно опыта, благоразумия и воли, чтобы исправить ситуацию, сложившуюся в стране после отмены льгот, погасить пожар народного недовольства?
- Нет, недостаточно. Министры, ответственные за реализацию закона о монетизации льгот, слишком самонадеянны. Они решили, что наш многострадальный народ, пропущенный сквозь ценовую "шоковую терапию", "черный вторник", грабительскую приватизацию, безропотно стерпит и это. Они даже не удосужились посчитать реальное число льготников, размер адекватной денежной компенсации, оценить реальную обстановку в стране. Такое ощущение, что они спешили, желая выслужиться перед президентом - поскорее доложить: реформа реализована, все довольны. Теперь опомнились и бездумно сорят государственными деньгами, чтоб сбить волну возмущения. Выделяемые в спешном порядке средства не контролируются и часто не доходят до людей.
Когда Зурабов встречался с депутатами, я лично предлагала ему ввести в стране переходный период - дать людям хотя бы год для того, чтобы определиться, что для них предпочтительнее: льготы или денежная компенсация. За это время удалось бы решить все организационные проблемы, посчитать размер необходимой компенсации. Он ответил, что это слишком много работы, готовый бюджет переделывать придется. Разве это государственный подход? Социальное спокойствие в стране стоит того, чтобы чиновники, если надо, поработали без выходных!
На самом деле, грамотно подготовленная реформа могла бы оказаться очень своевременной. В государственной казне благодаря высокой ценовой конъюнктуре на нефть средств для ее реализации, для того, чтобы она прошла безболезненно, достаточно. Грех не воспользоваться такой ситуацией. Самое возмутительное то, что наши министры даже не хотят признавать своих ошибок. Как же они будут их исправлять?
- Получается, как всегда: закон хороший, исполнители плохие?
- Закон, который не просчитан, не сверен с жизнью, в котором не продумана последовательность шагов, комплексность мер, - плохой. Одним махом настроили против государства не только инвалидов, пенсионеров, но и сотрудников правоохранительных органов, военных. Проблема благосостояния военнослужащих - особая тема. Чтобы ее решить, нужен не один закон. Обиженная армия - это слишком серьезно!
К тому же социальные реформы нельзя проводить скопом. Вслед за отменой льгот грядет реформа ЖКХ, здравоохранения, образования. Это слишком чувствительно, болезненно.
- Так о чем депутаты думали, когда за предложенный правительством закон голосовали? Безалаберно следовали инструкциям исполнительной власти? Зачем тогда нужны политические партии?
- В Думе, в "Единой России" дебаты по этому закону были очень жесткие, многие депутаты отказывались за него голосовать. Правительственным чиновникам приходилось чуть ли не каждого парламентария в отдельности уговаривать. Как говорится, ломали буквально через колено. Сломали - и чего добились? Согласно недавним опросам фонда "Общественное мнение" лишь 3% россиян одобряют деятельность Госдумы. До 6% упал рейтинг правительства, до 42% - президента.
- Так есть ли свет в конце тоннеля?
- Сейчас, как никогда, велика опасность раскола страны, но у нас еще есть возможности выправить ситуацию, перевести реформу в нормальное русло, повысить доходы населения, что позволит повысить и эффективность экономики - появится средний класс. Нужны комплекс целенаправленных мер и политическая воля, которая позволит их реализовать.