Государственная казна ломится от денег. По размерам золотовалютных резервов Россия входит в первую десятку стран мира. Сверхплановые доходы в бюджет только за первый квартал этого года составили 525 млрд. рублей.
И ПРИ таком богатстве - дела в российской экономике идут, как говорится, ни шатко ни валко. Кто-то говорит о наметившемся застое. Кто-то - о том, что шальные деньги, которые мертвым грузом лежат на счетах Центробанка, могут сыграть с нашей экономикой злую шутку.
Между тем лидер Промышленной партии, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, доктор экономических наук Елена Панина уверена: сегодня есть все условия для того, чтобы в России начался настоящий экономический бум. Если такой шанс будет упущен, социальный взрыв, сметающий все на своем пути, неминуем.
Власть - Кремлю!
- ТАК в чем же кроется опасность?
- Растет разочарование. Ухудшение жизненного уровня малообеспеченных людей становится все более очевидным. Мне тут знакомые жаловались: прибавка к пенсии составила 248 рублей, а квартплата повысилась на 340 руб. Рост цен не то что любые компенсации съедает, еще и от того, что было, откусывает. А ведь все понимают, что денег в казне немерено.
Такая ситуация может обернуться настоящим социальным взрывом. Монетизация льгот, всколыхнувшая волну протестов, наглядно показала, как из искры разгорается пламя. Хорошо, вовремя успели пригасить. Но если где-то вспыхнет снова, а "пожарные" не подоспеют, легко представить, во что это может вылиться.
Экономический спад, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности, очевиден. Инфляция набирает обороты.
- Думаете, правительство не догадывается о такой опасности?
- По-моему, у нынешнего кабинета министров очень низкий профессиональный уровень. Им не хватает государственного мышления, опыта масштабного управления страной. Нет ни глубокого понимания жизни, ни макроэкономических процессов. Кроме того, мне кажется, нынешнее правительство ощущает себя временным. Министры озабочены тем, как бы в своих креслах усидеть. В Белом доме нет единой команды, действия несогласованны. Они - как лебедь, рак и щука: кто в облаках парит, кто в воду тянет... Нынешний состав кабинета министров - это никудышные стратеги и плохие исполнители.
- Правительство нужно сменить?
- Этого мало. Посмотрите: сегодня реально существует фактически два экономических центра, один - в правительстве, другой - в Кремле. Но если в Конституции страны правительство - это исполнительный орган, то президент не подпадает ни под одну ветвь власти: законодательную, исполнительную или судебную. Полномочия администрации президента вообще не обозначены. Однако все понимают, что роль Кремля более весома. Значит, особенно в нынешней ситуации, следует законодательно закрепить то, что экономическую стратегию страны должен определять президент. Правительство должно быть техническим. Это исполнительный орган, который реализует поставленные перед ним задачи.
Надо создать независимый экспертный институт стратегии и управления при президенте, члены которого помогали бы главе государства определять экономические проблемы, стоящие перед страной, находить пути их решения. Ведь у нас хорошая научная экономическая школа, есть много высококлассных специалистов.
Деньги - народу!
- Я ЗНАЮ, что с группой ученых вы разработали свой сценарий экономического развития страны. Из него следует, что при нынешней ситуации России вполне по силам быстрый и устойчивый экономический рост. В чем суть ваших предложений?
- Этот план базируется на кардинальной реформе заработной платы и снижении налогов. Реформа зарплаты должна стать краеугольным камнем всех экономических преобразований ближайших лет.
Во внебюджетных секторах экономики государство предлагает бизнесу обеспечить существенный рост оплаты труда на своих предприятиях в обмен на снижение налогового бремени. Расчеты показывают, что если на три года снизить налог на добавленную стоимость (НДС) до 10%, а единый социальный налог (ЕСН) - до 15%, то прирост зарплаты в рыночном секторе экономики в течение этого времени составит до 77,8%. Причем при таком снижении налогов доходы госбюджета увеличатся за счет роста ВВП и налоговой базы.
Не секрет, что сегодня на многих предприятиях зарплату выдают в конвертах. "В тень" уходит до 40,6% денежных выплат сотрудникам, что составляет 1 трлн. 840 млрд. руб. На эту же сумму уменьшается и налоговая база.
В нерыночном секторе экономики зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии пенсионерам в течение 3 лет необходимо в среднем увеличить в 2 раза, а по отдельным категориям - больше. Расходы бюджета при этом можно покрыть за счет уменьшения его профицита с 4,6 до 1,8%, сокращения субсидий ЖКХ и ряда статей госрасходов.
Это не только скажется на социальном достатке, но и резко повысит мотивацию труда - люди всегда заинтересованы зарабатывать больше, вырастет покупательная способность. На сегодняшний день в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) зарплата граждан составляет лишь порядка 30%. В то время как в развитых европейских странах, в США - не менее 70%. Разве при такой нищенской зарплате и таком темпе роста цен можно говорить о какой-то борьбе с бедностью, об экономическом прогрессе? Средняя зарплата в стране должна быть не менее 500 долларов.
- А как в этом случае застраховаться от инфляции? Ведь чем больше денег на рынке, тем выше ее уровень.
- Важнейшим условием предлагаемого сценария является комплекс мер по сдерживанию инфляции. Эти деньги должны хлынуть не на потребительский рынок, а помочь людям пережить, например, грядущий болезненный переход на 100%-ную оплату услуг ЖКХ. Граждане наконец получат возможность использовать эти средства для долгосрочных вложений, например на строительство жилья. По нашим подсчетам, инфляция может составить 10,4%, 10,6% - в первые два года, а потом снизится до 9%.
- А как быть с монополистами, которые тут же взвинчивают цены, как только чуют деньги?
- Ни одно экономическое чудо в мире не случалось без добровольного соучастия власти, населения и бизнеса. Поэтому наряду с ужесточением санкций за монопольный сговор, картельные соглашения необходим общественный договор. Основные участники процесса - государственная власть на всех уровнях, объединения бизнеса, крупные корпорации, профсоюзы, крупные СМИ. Договор подписывается на 3 года. В нем, в частности, следует записать: все поставщики товаров и услуг на российский рынок в дополнение к государственному монопольному регулированию отказываются повышать цены на свою продукцию более чем на 2% в квартал и 7% в год в течение 3 лет. Кроме того, должен быть создан независимый общественный арбитраж.
Стабфонд - предприятиям!
- И ВСЕ эти экономические маневры по повышению доходов населения вы планируете осуществить, не покушаясь на деньги Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов?
- Эти средства должны использоваться не на "проедание", а на модернизацию экономики. Например, вполне достаточно, чтобы незыблемый запас Стабфонда - заначка на черный день - составлял 500 млрд. руб., а золотовалютных запасов - 85 млрд. долл. Остальные средства следует использовать в целях технического переоборудования предприятий, внедрения новых технологий. Они могут быть гарантией для привлечения инвестиций. Сегодня много говорится о легализации капитала, который должен вернуться в страну из-за рубежа. Но наивно думать, что кто-то захочет просто перевести свои деньги из зарубежных банков в отечественные. Они могут вернуться в Россию лишь в качестве инвестиций и под надежные гарантии государства. Причем чем быстрее завертится механизм экономических преобразований, тем больше денег хлынет в страну из-за рубежа. Капитал всегда стремится мгновенно перетечь туда, где пахнет прибылью.
Еще одно важнейшее направление, где могут использоваться деньги Стабфонда, - это государственный лизинг. Например, государство покупает нефтеперерабатывающий завод по средней цене 5-6 млрд. долл. и на конкурсной основе передает его в лизинг частной компании. Окупаемость таких заводов - 3 года. По истечении этого времени государство с прибылью вернет себе затраченные средства, создав к тому же и новые рабочие места. Так что Стабфонд не пострадает. Деньги из него и золотовалютные резервы не будут лежать мертвым грузом, а будут работать на экономику страны.
Их можно также направить на создание инфраструктуры малого и среднего бизнеса, который сегодня фактически лишен доступа к материальным и финансовым ресурсам.
То, что сейчас в стране столько денег благодаря высокой мировой конъюнктуре цен на нефть, можно воспринимать как подарок судьбы. Но удача не бывает долгой. Грех таким шансом не воспользоваться.