ТЕАТР. Петер Штайн: "России нужна пьеса о правовом государстве"

   
   

Всемирно известный режиссер Петер Штайн прилетел в Москву поздним вечером 3 октября, когда в нашей столице уже происходили трагические события. Представители Международной конфедерации театральных союзов, встречавшие немецкого коллегу в аэропорту, сразу же сообщили ему о сложной ситуации в городе. Однако реакция прославленного маэстро была однозначной: он заявил, что, несмотря ни на что, приступит к работе, во имя которой приехал. На следующий день, ровно в 10 часов утра в условиях чрезвычайного положения Штайн провел первую репетицию "Орестеи" в Театре Российской Армии.

- Я понимаю, что с помощью нашего спектакля мы не сможем решить всех проблем в России, но, возможно, какой-то кризис в сердцах людей сумеем облегчить. Во всем мире сейчас трудное, беспокойное время. Но те люди, которые имеют хоть немного здравого смысла, должны объединяться и выступать вместе.

- Вы прилетели из Рима. Там вы тоже работали?

- Нет, работал я в Англии. Только что поставил шекспировского "Юлия Цезаря" в Лондоне. И оттуда заехал в Рим взять зимнюю одежду, чтобы отправиться в Москву. В Риме у меня квартира, там живет моя жена.

- А почему она не приехала вместе с вами?

- Магдалена - актриса и сейчас занята в нескольких проектах, но, если какой-нибудь из них вдруг лопнет, она непременно приедет ко мне.

- Судя по количеству багажа, вы намерены надолго поселиться в Москве?

- Всего на три дня в конце ноября я отправлюсь по делам в Европу, потом на католическое Рождество съезжу к отцу. А все остальное время до премьеры намерен находиться в Москве.

- Кстати, когда состоится премьера?

- 29 января или никогда.

Примерно полтора месяца "Орестея" будет идти в Москве. Затем после небольшого перерыва спектакли возобновятся. И уже в конце, если все будет благополучно, труппа отправится на гастроли в государства с твердой валютой; чтобы вернуть средства, затраченные на осуществление постановки. "Орестея" уже приглашена в Авиньон, Зальцбург, Лиссабон, Эдинбург. Впрочем, меня мало волнует гастрольная поездка. Для меня важно: я приехал поставить спектакль в России, заинтересован в его успехе именно здесь.

- Российские зрители видели ваши замечательные чеховские спектакли, а вот древнегреческая трагедия открывает новую страницу вашего творчества.

- Трижды я приезжал на гастроли с чеховскими вещами. Но трагедию я делаю совсем по-другому. Хотя у меня вообще нет никакого художественного стиля. Есть только стиль работы. Но в любом случае в "Орестее" не будет натурального сена, которое вы видели в "Вишневом саде". А вот живая кровь на сцене будет. К счастью, в театре есть очень безобидный способ ее воспроизводства.

- Расскажите подробнее о предстоящем проекте.

- Мне уже много раз приходилось высказываться на эту тему, ведь идея постановки возникла более шести лет назад. Однако в свое время этот замысел не получил поддержки у бывшего министра оборота Язова, который буквально запретил постановку трагедии Эсхила на сцене Театра Советской Армии. Эта площадка больше всего подходила для нашей постановки. Позднее я познакомился с труппой театра и понял, что смогу многих актеров этого коллектива занять в своем спектакле. Здесь прекрасные артисты. Но некоторых все же пришлось пригласить со стороны. Это - Екатерина Васильева и Татьяна Догилева, которые не принадлежат сейчас каким-то определенным труппам, Елена Майорова из МХАТа, Игорь Костолевский из Театра имени Маяковского, Евгений Миронов из студии Олега Табакова. Всего же в спектакле занято 28 человек.

- Вы рассчитываете на московские аншлаги?

- О судьбе будущего произведения предпочитаю не высказываться. И русские, которые очень суеверны, должны хорошо меня понять. Но я совершенно уверен, что пьеса о правовом государстве, написанная более двух с половиной тысячелетий назад, может абсолютно точно вписаться в современную ситуацию, которая сейчас сложилась в России.

- Какие еще проблемы вас волнуют?

- Очень опасаюсь, что актеры, занятые в спектакле, будут слишком много времени и мыслей посвящать событиям, происходящим за стенами театра. Хотя не исключено, что это подвигнет их на более вдохновенную работу и внутри театра. Впрочем, к чему строить догадки, если уже в ближайшие дни я смогу проверить это на практике.

Смотрите также: