По прогнозам специалистов, не менее 10% мест в Государственной Думе будет принадлежать представителям класса предпринимателей. Кто эти люди, чего хотят и с чем пришли они в нашу жизнь?
Наш корреспондент беседует с членом Совета предпринимателей при правительстве РФ А. ГУСЬКОВЫМ.
- Анатолий Владимирович, бизнесменов, предпринимателей общество воспринимает далеко не однозначно. "Жулики они все", - говорят одни. Другие - наоборот, лезут из кожи, хотят ими стать, открыть свое дело.
- Целые поколения наших людей живут с сознанием того, что честным путем заработать большие деньги невозможно. Я сам когда-то начинал слесарем на текстильном комбинате и знаю - ты хоть в доску на работе расшибись, но тебе не заплатят выше того "потолка", который кто-то установил. Другие видят по телевизору модно и дорого одетых людей, иномарки, шикарную жизнь и хотят жить так же. Но давайте вспомним, как переводится слово "бизнесмен". Это человек дела, умеющий производить товары, т.е. двигать экономику. А шикарная жизнь - это скорее представительская принадлежность светской элиты, в которой наши подлинные российские предприниматели составляют меньшинство.
- И тем не менее, как вам удалось не только выжить, но и поставить дело на широкую ногу?
- Удалось, но какой ценой! Я вынужден был открыть два казино, рестораны, десятки магазинов. Средства, которые я от этого получаю, помогают мне развивать основное дело - строить дома, заводы, дороги.
- Но рассчитывать на доброго дядю, который сегодня дал, а завтра еще посмотрит, честно говоря, не очень хочется.
- А не надо рассчитывать. Надо способствовать тому, чтобы быть добрым дядей было выгодно, и добрых дядей тогда будет много. Мы 70 лет рассчитывали на доброго дядю - государство, забывая, что богатое государство, состоящее из бедных людей, - нелепость. Конечно, есть люди, которым мы просто обязаны помогать, - старики, дети, больные. Я помогаю. По 20 млн. в месяц мы отчисляем в благотворительный фонд " Благовест", который возглавляет моя жена. Этот фонд организует бесплатные обеды для стариков, отсюда идут надбавки к пенсиям, различные дотации. Фонд покупает автомашины для милиции, чтоб с преступностью боролись лучше, компьютеры для школ, аппаратуру для районной больницы.
- У нас немало людей, которые думают так: я лучше городской туалет пойду мыть, чем к хозяину работать по найму.
- В 1988 г. у меня работали 12 человек. В 1993-м - 3,5 тысячи. И каждый день мы принимаем по 10 - 12 человек. Работы - непочатый край. Мы вот шефство взяли над убыточным совхозом. Каждый месяц на дотации тратим по 45 - 50 млн. рублей. Всю зиму покупали корма, чтобы дойное стадо - 1800 голов - под нож не пустили. В марте выкупили свинарник, поставили туда 1000 голов свиней. Там чисто, как дома, люди в белых халатах работают. Построили колбасный завод, кстати, по российской технологии, который 20 декабря выдаст 17 наименований колбасы. У меня 4 ресторана, 7 кафе и 37 магазинов в Люберцах, Егорьевске, Жуковском, Раменском и Воскресенске.
- Какую зарплату вы платите своим рабочим?
- У нас все работают по договору. Мы гарантируем аванс в размере минимальной зарплаты, но не саму зарплату. Зарплату надо зарабатывать. Сделали фундамент дома - получайте заработанное, закончили второй этаж - то же самое. Все зависит от самих людей, поэтому зарплата колеблется от 70 до 500 тысяч рублей. Я за два года отстроил целый поселок с баней, бассейном - всего 18 домов. Два из них отданы рабочим. В свое время они внесли по 5 тысяч, сегодня выплачивают по 10% от зарплаты.
- Народ приходит к вам, оставляя госпредприятия, в том числе и оборонные. Создавая одно, вы способствуете развалу другого.
- Наоборот, мы поддерживаем эти предприятия. Я принципиально не покупаю импортное оборудование и технологию. Колбасный завод нам строили воронежцы. Оборудование для розлива соков также купил отечественное. Сейчас на базе ЦАГИ разрабатывается проект мусороперерабатывающего завода. Если он себя оправдает, то для Московской области нужно будет 24 таких завода заказывать. Вот вам и конверсия. У оборонки такой потенциал, который не использовать просто преступно.
- Далеко не все талантливы, поворотливы, у нас целое поколение людей, которые просто не умеют зарабатывать. Что же, побоку их?
- Нет, не побоку. Если человек не умеет работать, мы его научим в Центре занятости, куда также отчисляем деньги. Кто физически не может, тому будем помогать через собес. А кто не хочет, тот ни при какой власти работать не будет.
- Кстати, вот вы строитель. Почему в Москве ремонтом и реконструкцией зданий занимаются инофирмы? Наши что, не могут? У нас нет материалов, технологий?
- Нас просто туда не допускают. Контракты заключают, не спрашивая российских строителей, и при этом кое-кто наживает очень приличные деньги. Съездите ко мне в Поповку и посмотрите коттеджи, которые я там строю. Не хуже тех, что строят американцы в Москве, а может, и получше. Но мы им платим валюту, как будто нам ее тратить больше не на что.
- Как предприниматели восприняли очередную октябрьскую революцию?
- Как еще можно воспринимать этот идиотизм, когда русские убивают русских? Но я - сторонник сильной исполнительной власти. Я хочу, чтобы в стране наконец воцарился порядок, который позволит людям спокойно работать и жить.
Беседу вел В. САВИЧЕВ.
Смотрите также:
- Может ли государственный ресторан стать конкурентом кооперативному? Расчет, обсчет и... хозрасчет →
- Сколько денег нужно для счастья (30.11.1999) →
- КОММЕНТАРИЙ. Лень и бедность →