ЧИТАТЕЛЬ ПИШЕТ - МЫ КОММЕНТИРУЕМ. Смутное время рождает самозванцев

   
   

Помню, когда по телевизору сказали о том, что Руцкой принял президентскую присягу, у меня внутри все прямо оборвалось: надо ж, думаю, еще один самозванец... А ведь сколько их у нас уже было!

Е. Зотова, г. Электроугли.

Самозванцы ("лжепророки", "лжецы") - явление известное многим народам. Однако в русской истории оно играло особую роль. Каковы же исторические условия, придавшие самозванщине у века царская власть пришла в упадок. Это отнюдь не было связано с бездарностью царя Бориса, правившего в то время Русью. Первый выборный царь обладал государственной мудростью и щедро помогал народу, пережившему в начале века страшный трехлетний голод. Тем не менее народ отвернулся от Годунова и поддержал одного за другим лжецаревичей.

Выборная династия была свергнута во имя восстановления на троне "законной династии", правившей Россией 300 лет. Олицетворением ее был Иван Грозный. Как ни парадоксально, именно его правление подготовило почву для рождения мифа о "добром" царе. В годы национального унижения, голода и смуты народ вспоминал о "казанском взятии", о величии Московского царства. Кровь, пролитая опричниками, оказалась забытой.

В трудные времена народ стал искать "доброго" царя среди потомков великого государя. Не важно, что погибший царевич Дмитрий плохо подходил на эту роль. (Дитя шестого брака Грозного, царевич по меркам своего времени считался незаконнорожденным. Кроме того, он был "одержим бесом": страдал жестокой эпилепсией.)

В ЦАРИ ПО ВОЛЕ И НЕВОЛЕ

Первым имя Дмитрия принял сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев. Он служил у бояр Романовых, после их опалы постригся в монахи под именем Григория, а затем, в разгар голода, бежал за кордон. В Польшу самозванец явился без продуманной и правдоподобной легенды. Отрепьев утверждал, что некий монах вызнал в нем царевича "по осанке и героическому нраву".

Самозванец занял трон в 1605 г. благодаря бунту в русской армии и мятежу "черни" в Москве. Смута в России не была прямым следствием вмешательства "зловредных поляков". Солдаты, нанятые Мнишек в Польше, разбежались после первых крупных неудач, а королевская армия во вторжении не участвовала. Поцарствовав 11 месяцев, Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками.

Однако Россия подчиняться боярину Василию Шуйскому, занявшему трон после переворота. Прерванную роль "доброго" царя довелось продолжить бродячему учителю Богдану Шкловскому. Приметив его в Могилеве, белорусские шляхтичи - ветераны похода Отрепьева - решили, что он "телосложением похож" на покойного царевича. Новость о "царском происхождении" обескуражила учителя. Он бежал, но был пойман.

Самозванцем, таким образом, Богдан стал поневоле. Перейдя литовскую границу без единого солдата и без гроша в кармане, Лжедмитрий II был встречен в Стародубе людьми Болотникова (вождя мятежников) и в 1607 г. провозглашен царем. По сведениям иезуитов, подтвержденным Романовыми, учитель из Шклова был крещеным евреем, однако степень достоверности этой версии не вполне ясна.

Лжедмитрий II основал лагерь в Тушино под Москвой и держал царя 21 месяц в осаде. Тем временем гражданская война достигла пика, в стане мятежников появились десятки лжепотомков Грозного: "царевичи" Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелий, Симеон, Ерошка, Гаврилка, Мартинка и другие. Лжедмитрий II поначалу признавал "родственников", приходивших к нему во главе отрядов, но затем велел повесить двух "царевичей". В 1610 г. он был убит своей охраной в Калуге.

Позднее имя Дмитрия принял неизвестный авантюрист, утвердившийся в Пскове. В марте 1612 г. казаки и московские низы провозгласили "псковского вора" своим царем, но страна и вожди второго земского ополчения Минин и Пожарский не признали переворота. Арестованный Лжедмитрий III был посажен в Москве в железную клетку и впоследствии сгинул без следа.

Примерно в это время Марина Мнишек пыталась бежать в Персию с сыном от Лжедмитрия II - "царевичем Иваном", но была схвачена под Астраханью. Младенец Иван был повешен, а Марина умерла в подземелье Тульского кремля.

Позднее, во времена Разина, казаки утверждали, будто на их стороне выступает наследник престола "царевич Алексей". Но в их бунте самозванческая интрига не получила развития. Самым знаменитым самозванцем XVIII века был Емельян Пугачев, именовавший себя "анпиратором Петром Третьим".

ЗАГЛЯНЕМ В КОРЕНЬ

Причиной смуты, породившей самозванщину в самых широких масштабах, была не классовая борьба, как обычно утверждали, а раскол дворянского сословия и всего общества сверху донизу.

Основателем Российской империи считают Петра I. Но это не совсем верно. "Первая империя" родилась на свет при Иване III. Завоевав Новгород, Иван III за счет конфискованных земель создал колоссальный фонд государственной земельной собственности, что подготовило почву для самодержавных порядков.

Расцвет империи падает на время Ивана Грозного. При нем Россия осуществила крупнейшие завоевания. Но попытка захвата Прибалтики не удалась: свою главную 25-летнюю войну за Ливонию Грозный проиграл. Расцвет государства был непродолжительным. Не выдержав бремени огромной государственной собственности и порожденной ею системы налогов, не выдержав непрерывных завоевательных войн, империя пришла в упадок. С появлением самозванцев Москва утратила значение единого политического центра. Кроме старой столицы появились одна за другой новые, "воровские": Путивль, Стародуб, Тушино. Государственная власть оказалась в состоянии паралича, империя стала разваливаться: от нее отделились Новгородское государство, Астрахань, заколебалась Казань.

После смуты дворянство в основном преодолело раскол, самозванщина пошла на убыль. Бунты Разина и Пугачева воскресили на мгновенье старые призраки, но самозванство утратило прежнюю роль.

Как свидетельствует исторический опыт, Россия обладала огромной мощью, пока ее общество сохраняло внутреннее единство. Утрата единства неизменно превращала ее в слабое государство.

Р. СКРЫННИКОВ, доктор исторических наук.

Смотрите также: