Смерть Милошевича: Заморили старика

   
   

В ПРОШЕДШУЮ субботу в камере тюрьмы Гаагского трибунала бездыханным нашли Слободана Милошевича. Бывший югославский президент не дожил до приговора суда, который вяло тянулся уже 4 года.

ВСКРЫТИЕ показало, что Милошевич умер от инфаркта миокарда. Но что его вызвало? Версий несколько.

Одну из них выдвинули соратники бывшего президента: Милошевича отравили. Его смерть избавила судей от необходимости выносить весьма спорное решение о виновности подсудимого. По словам З. Томановича, одного из советников опального президента, буквально накануне узник отправил письмо министру иностранных дел России С. Лаврову. В нём Милошевич якобы писал, что ему дают какие-то странные препараты, которые только ухудшают его самочувствие. Официальный представитель МИДа России М. Камынин подтвердил, что письмо в министерство пришло. Милошевич упоминал о "неадекватном лечении" и "просил поддержки" России в том, чтобы добиться разрешения на поездку в Москву. Об отравлении не было сказано ни слова. Разумеется, Гаагский трибунал предложение о преднамеренном отравлении сразу же отверг.

По второй версии, Милошевич отравил себя сам. И отец, и мать бывшего югославского лидера покончили жизнь самоубийством. Склонность к суициду могла быть и у сына.

МИЛОШЕВИЧ неоднократно заявлял, что готов довести гаагский процесс до полного своего оправдания. Но нетрудно представить себе меру отчаяния человека, который наверняка понимал: на свободу его не выпустят уже никогда и ни при каком исходе. Поэтому он и мог решиться поставить точку в унизительных допросах.

Впрочем, по третьей версии, "лишние" препараты Милошевич принимал не для того, чтобы довести себя до инфаркта, а лишь чтобы немного ухудшить самочувствие. Напомним, что на лечение в Москву он начал проситься ещё в декабре прошлого года. В январе российские власти предоставили гарантии возвращения Милошевича в Гаагу. Но в феврале, поразмыслив, трибунал в просьбе бывшему югославскому президенту отказал, посчитав, что достаточное лечение он может получить и в Нидерландах. Якобы после этого Милошевич и решил чуть-чуть навредить здоровью, чтобы снова хлопотать перед российским МИДом и трибуналом о поездке в Москву.

Между тем небезызвестный прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте, комментируя смерть Милошевича, была явно не в себе. И это объяснимо: большое чёрное пятно легло и на неё, и на судей, и на весь Гаагский трибунал вовсе не потому, что подсудимый так и не был осуждён.

Дело в том, что есть ещё одна версия, которая, по словам специалиста по бывшей Югославии, директора Института славяноведения РАН К. Никифорова, самая простая. А оттого, скорее всего, и самая верная. "Учитывая отсутствие нормального лечения и постоянное моральное давление со стороны суда, у Милошевича могло просто не выдержать сердце. Трибунал по-хамски отнёсся к больному старику, которого заморили в его тюремной келье", - рассуждает эксперт. Его слова подтверждает и директор Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Л. Бокерия: "Слободан Милошевич был недообследован и уже поэтому не мог получать правильного лечения. По сути, врачи свели его на тот свет. Ему пытались снизить артериальное давление, а у него была ишемическая болезнь сердца, серьёзное нарушение кровообращения головного мозга, сужение сосудов".

Тем временем, по мнению К. Никифорова, Милошевича судили не за уголовные преступления, а по политическим соображениям - за призыв к созданию Великой Сербии. "Но почему, например, Великая Британия - это хорошо, а Великая Сербия - плохо? За это должны судить историки, - утверждает эксперт и подводит итог. - То, что происходило на процессе в Гааге, не имело отношения ни к справедливости, ни к демократичности. Победившие судили побеждённого".

Но как такое могло случиться в международном суде, который по определению должен быть самым гуманным и справедливым? Как могли угробить человека в гаагской тюрьме, о которой вообще-то принято думать, что она покомфортнее иных российских санаториев? Ответ, пожалуй, напрашивается сам собой.

Международное правосудие гуманным и демократичным выглядит только в рекламных буклетах. В реальной жизни всё не так уж красиво. Американцы содержат секретные тюрьмы, где не чураются самых изощрённых пыток в отношении афганских и иракских пленных. А в гаагской тюрьме как мухи мрут VIP-заключённые. Буквально за неделю до смерти Милошевича в той же тюрьме покончил с жизнью бывший лидер хорватских сербов М. Бабич.

Любопытно будет посмотреть, как на трагический исход процесса над Милошевичем отреагируют европейские политики. Например, Парламентская ассамблея Совета Европы. Ни одна её сессия не обходится без очередного "неуда" России по "демократическому поведению". И не приходится сомневаться, что следующий слёт евродепутатов, которые, видимо, считают себя "правозащитниками от Бога", снова будет посвящён поиску соринок в чужом глазу.

Смотрите также: