КАЖДЫЙ ВТОРОЙ РАБОЧИЙ, приходящий ныне на производство, проходит подготовку " учебных "заведениях системы профессионально-технического образования. В соответствии с решениями партии и Советского правительства наша профтехшкола развивается как основная форма воспитания рабочей смены.
Современному производству необходим рабочий широкого профиля, )владеющий смежными специальностями, способный быстро освоить новую технику и технологию.
В перечне профессий, которым обучается сейчас молодежь в средних ПТУ, кроме традиционных, есть и такие, как оптик элементов квантовых приборов, оператор автоматических и полуавтоматических линий, наладчик станков с программным управлением, монтажник элементов памяти на ферритах.
Подготовка молодых рабочих для отраслей народного хозяйства ведется в учебных заведениях системы профессионально- технического образования, которые были созданы немногим более 10 лет назад непосредственно на производстве.
Основным типом этих учебных заведений является среднее городское и сельское профессиональное техническое училище, где молодежь в течение трех лет получает профессиональное и общее среднее образование. В них подготовка молодых рабочих осуществляется на основе органической взаимосвязи обучения с производительным трудом, что является основой коммунистического воспитания.
Другим типом учебного заведения, определяющим современное лицо системы профтехобразования, является техническое училище, в котором молодежь со средним школьным образованием получает рабочую профессию высокой квалификации.
Наряду с этими училищами в стране действуют профессионально- технические училища со сроком обучения 1 - 2 года.
Кроме того, функционирует разветвленная сеть вечерних (сменных) профессионально-технических училищ как наиболее эффективной формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих на производстве.
Полное среднее образование стало не только правом, но и нормой, образовательным минимумом для каждого вступающего в жизнь молодого человека. По окончании училищ молодежь одновременно с приобретением специальности получает среднее образование, уровень которого соответствует требованиям, предъявляемым к поступающим в высшие учебные заведения. Перед выпускниками училищ открыты двери дневных, вечерних, заочных техникумов и вузов.
В настоящее время в 7500 училищах обучается 3,8 млн. юношей и девушек.
Сейчас нет предприятия, организации, колхоза или совхоза, где бы не трудились выпускники профессионально-технических училищ. В своей массе это специалисты, способные успешно претворять в жизнь планы партии.
За одиннадцатую пятилетку предусматривается довести выпуск квалифицированных рабочих до 13 млн. человек, а подготовку рабочих со средним образованием увеличить в 1,6 раза. Для этого необходимо, как показывают подсчеты, открыть 660 новых училищ.
Причем развитие сети ПТУ должно гибко учитывать и наличие трудовых ресурсов ;в тех или иных районах страны и растущие потребности отраслей народного хозяйства, в первую очередь аграрно-промышленных и топливно-энергетических комплексов, машиностроения, металлургического, горнорудного, химических производств, капитального строительства и транспорта.
Профтехучилища подготовят для промышленности 3,2 млн., для строительства - 1,75 млн., для транспорта - 0,4 млн. рабочих. При каждом новом и крупном действующем предприятии с численностью работающих 2 тыс. и более человек будет создано базовое профессионально-техническое учебное заведение.
2,2 ТЫСЯЧИ УПК: ПОДГОТОВКА К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ ТРУДУ
Весьма перспективной формой вовлечения учащихся в общественно полезный труд, помогающей им заблаговременно ознакомиться и вплотную подойти к овладению одной из профессий, является межшкольный учебно-производственный комбинат (УПН).
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.12.1977 г. "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" предусматривалось дальнейшее развитие УПК. За прошлую пятилетку их сеть возросла почти в 10 раз. Сейчас в системе народного образования страны насчитывается более 2,2 тыс. УПК.
Приобщаясь к высококвалифицированному труду, старшеклассники выпускают продукцию на десятки тысяч рублей. И все же главный выигрыш - не материальный. Важно, что молодой человек еще в школе усваивает требования современного производства. Плановая и технологическая дисциплина, ответственность за порученное дело из абстрактных понятий превращаются для школьника в знания, проверенные собственным опытом. Здесь подросток психологически подготавливает себя к выбору профессии по душе.
ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Сейчас практически во всех сельских и поселковых школах созданы ученические производственные бригады, в которых подростки знакомятся с основами сельскохозяйственного производства, его организацией, изучают трактор, комбайн и другую сельскохозяйственную технику.
Ученические бригады, в которых школьники производят весь круглогодичный цикл работ, где за школьниками постоянно закреплены участки земли, техника, пробуждают уважение и интерес ребят к сельскохозяйственным профессиям, воспитывают целеустремленность, чувство долга. Подростки, состоявшие в таких бригадах, как правило, остаются в родном селе.
Партией поставлена задача: в каждом районе развитого сельскохозяйственного производства создать среднее сельское профессионально-техническое училище.
Это позволит за пятилетку подготовить для сельского хозяйства 3,5 млн. механизаторов, животноводов, мелиораторов и других квалифицированных рабочих, в том числе 486 тыс. человек для Нечерноземной зоны РСФСР.
* Министерствами и ведомствами, входящими в агропромышленный комплекс, намечается построить профтехучилищ на 31 тыс. ученических мест.
* Сегодня 80% сельских профтехучилищ дают учащимся наряду с профессией общее среднее образование. Более половины подготавливаемых квалифицированных рабочих для сельского хозяйства - это рабочие широкого профиля.
* 1981 сельское профтехучилище с контингентом учащихся более 920 тыс. человек ежегодно направляет в сельскохозяйственное производство свыше 700 тыс. квалифицированных рабочих почти по 100 профессиям, из которых 85% - механизаторы.
* Машинно-тракторный парк в среднем на училище насчитывает 27 тракторов, 11 автомобилей, около 10 зерноуборочных и специальных комбайнов, около 50 единиц мелиоративной техники и более 35 различных навесных сельскохозяйственных машин. Училища располагают современными энергонасыщенными тракторами типа К-700, Т-150 и МТЗ-82, комбайнами "Колос", "Нива", "Сибиряк".
* В системе профессионально-технического обучения почти 90% руководящих и инженерно-педагогических кадров являются дипломированными специалистами.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ДЕЛО ОТВЕТСТВЕННОЕ
К. Маркс считал ошибку в выборе профессии равной по значению личной трагедии. Создание системы профориентации учащихся, сочетающейся с улучшением трудовой подготовки и идейно- нравственного воспитания, позволят обеспечить условия для более осознанного выбора специальности в соответствии с призванием, образованием, потребностями народного хозяйства.
Стремясь своевременно подготовить учащихся к сознательному выбору трудовой специальности, помочь им точнее определиться, коллективы средних школ страны начали создавать профориентационные комиссии, которые выясняют жизненные планы юношей и девушек, их желание получить ту ил" иную специальность и, соизмеряя желания, наклонности и способности школьников, помогают в выборе профессии.
В системе профтехобразования за седьмую пятилетку подготовлено 4,8, восьмую - 7,1, девятую - 9,5, десятую - 12,5 млн. рабочих.
Воспитание нового человека как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности - это главная цель всей работы училищ и органов профтехобразования.
Смотрите также:
- НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. С учетом интересов государства и человека →
- Как обстоит дело на Западе →
- АЛБАНИЯ. О высшей школе →