Примерное время чтения: 6 минут
129

НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. С учетом интересов государства и человека

Д. ЧУПРУНОВ, кандидат экономических наук

Система распределения молодых специалистов в СССР

У НАС В СТРАНЕ действует плановая система подготовки кадров для народного хозяйства, которые распределяются в соответствии с полученной в учебном заведении специальностью и квалификацией.

Планом предусматривается подготовка в течение данного периода определенного количества специалистов, необходимого различным отраслям народного хозяйства. Причем этот план учитывает не только количество, но и специальности, квалификацию требуемых специалистов.

Преимущество системы централизованного распределения молодых специалистов состоит в том, что она позволяет государству направлять их на те предприятия, в те отрасли и регионы, где они особенно нужны. Однако задача эта непроста. Бурное развитие народного хозяйства нашей страны, научно-технический прогресс ставят все новые требования к качественным и количественным характеристикам отряда выпускаемых специалистов. Не всегда еще высшая школа успевает за новыми требованиями. Например, по ряду специальностей, таких, как вычислительная техника, приборостроение, машиностроение, механизация и электрификация сельского хозяйства, зоотехника и ветеринария, у нас пока готовится специалистов недостаточно. В то же время встречаются случаи "перепроизводства" специалистов некоторых профессий в ряде регионов страны.

Намеренно истолковывая эти факты в искаженном свете, "голоса" пытаются опорочить систему подготовки и распределения специалистов в СССР.

ПРАВО И ДОЛГ

По окончании вуза место работы у нас в стране гарантировано каждому. Это предусмотрено существующей системой распределения молодых специалистов. Причем такая система охватывает всех выпускников высшей и средней специальной школы. Подобной государственной заботы не знает молодежь ни одной капиталистической страны. Не случайно ведь там проблема трудоустройства особенно остро стоит именно для молодых.

Для более полного учета интересов сбалансированного развития различных отраслей народного хозяйства СССР от каждого, завершившего обучение на дневных отделениях, требуется проработать не менее трех лет в соответствии с назначением комиссии по персональному распределению, активно участвуя в производственной и общественной деятельности коллектива.

Почему не менее трех лет? Три года, как показала практика, - это примерно тот средний срок, который необходим для формирования молодого специалиста в полноценного, активного работника. Кроме того, Советское государство, предоставившее молодому человеку возможность получить образование, справедливо требует отработать минимальный срок там, где это полезно хозяйству страны, а значит, и всем нам. Ведь, как известно, затраты на обучение растут. Удорожание высшего образования - процесс объективный: в вузы приходит новая учебная техника, новые учебные пособия. И, как пишет журнал "Студенческий меридиан", если в недавнем прошлом год обучения одного студента в вузах СССР стоил 1000 руб., то сегодня более 1200 руб.

У молодых специалистов, принимаемых на работу по распределению, есть большие права, охрана которых возложена на администрацию и общественные организации предприятия. К их числу относится право на работу по специальности, полученной в учебном заведении. Так, администрация не имеет права перевода на должность, по характеру работы не соответствующую полученной специальности. Молодой специалист имеет право на необходимые производственные и жилищно-бытовые условия, право на удовлетворение стремления к профессиональному и идейно-политическому росту. В течение 3-х лет молодой специалист не подлежит увольнению (если не совершил поступка, влекущего за собой увольнения с работы).

Таким образом, государство берет на себя не только заботу о бесплатном образовании каждого в соответствии с его способностями и склонностями, но и делает все возможное, чтобы из вчерашнего студента вырос специалист высокого класса.

ЖИЗНЬ СТАВИТ ПРОБЛЕМЫ!

Тем не менее в деле трудоустройства окончивших вузы и средние специальные учебные заведения имеются свои проблемы. Например, есть еще определенная, хотя и незначительная, часть молодых специалистов, которая, получив распределение, не прибывает к местам назначения. Чаще всего причиной этого является невыполнение предприятиями или учреждениями согласованных при распределении жилищно-бытовых, материальных и других условий, о которых сказано выше. По этой же причине молодые специалисты выбывают с мест назначения раньше обязательного срока работы после окончания учебного заведения. Так, в 1982 г. выбыло из системы Минцветмета 12,2 проц. от числа вновь прибывших молодых специалистов, Минмясомолпрома - 8.

Другая причина - все еще недостаточная профориентация молодежи перед поступлением в высшие и средние специальные учебные заведения. Вследствие этого выбор молодым человеком того или иного факультета может оказаться случайным. К концу учебы человек разочаровывается в выборе профессии и не едет работать в соответствии с полученной специальностью, нанося тем самым урон народному хозяйству и не оправдывая затраченных на его образование средств.

Третья причина - нарушение законодательства руководителями предприятий и учреждений, которые, не имея юридического права, берут на работу, да еще не по специальности, молодых специалистов без направления комиссий по распределению. Эти действия руководителей предприятий и учреждений должны рассматриваться как нарушения, противоречащие интересам государства.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

В целях совершенствования работы с молодыми специалистами в настоящее время предпринимается ряд мер. Одной из них, над которой сейчас работают коллективы вузов и школ, - усиление профессиональной ориентации молодежи, с тем чтобы каждый учащийся мог сознательно выбрать себе профессию, с интересом познавать и осваивать ее. Это позволит молодым людям меньше допускать ошибок в выборе профессии, специальности.

Проводятся исследования по научно обоснованной потребности народного хозяйства и отдельных регионов в тех или иных специалистах. На основе этих исследований составляются прогнозы потребностей на ближайшие годы и на перспективу.

В целях наиболее полного удовлетворения потребности в специалистах, сокращения текучести кадров стала все больше внедряться целевая подготовка специалистов. Предприятия, организации и учреждения подбирают из числа работающей молодежи достойных кандидатов и направляют их в соответствующие учебные заведения, по окончании которых молодые специалисты возвращаются работать на свои предприятия.

За последнее время особо широко целевые формы применяются при подготовке специалистов для сельского хозяйства. Сейчас в сельскохозяйственных вузах по направлениям колхозов и совхозов обучается более половины студентов. При этом преимущество отдается прежде всего колхозам и совхозам, расположенным в областях, не имеющих высших сельскохозяйственных учебных заведений.

Все это создает условия для повышения качества подготовки специалистов, лучшего их закрепления, стимулирования активной деятельности, для более полного удовлетворения потребностей в них отраслей народного хозяйства и самого специалиста.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно