НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. Свобода критики в СССР

   
   

"Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе", - гласит статья 49-я Конституции СССР. Ее комментирует доктор юридических наук Н. ВИТРУК.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, свобода критики - неотъемлемый элемент социалистической демократии. Работа всех государственных, партийных, профсоюзных и других общественных организаций строится на основе сопоставления различных мнении. Практика наших дней показывает, как широко и свободно критикуются недостатки в общественном производстве, в работе администрации, действиях руководителей трудовых коллективов и общественных организаций.

Критика осуществляется в стране по многим каналам; на собраниях и совещаниях, в письмах и прессе, на сессиях органов власти и в произведениях литературы и искусства. Подсчитано, что примерно пятая часть материалов советской печати - критические выступления, а в стране выходят многомиллионными тиражами тысячи наименований газет и журналов. Есть и специальные издания сатирического типа - "Крокодил", киножурнал "Фитиль", радиожурнал "Сатирический микрофон", которые пронизаны критикой, что называется, "от корки до корки".

Только центральные газеты получают ежегодно сотни тысяч писем каждая. Публикуются самые актуальные, самые интересные из них.

Так, например, в передовой статье "Правды" "Доблесть идущих впереди" (20 декабря 1982 г.) приводилось письмо рабочего Белоцерковского обувного объединения (Киевская обл.) И. Близнюка, в котором речь шла о формализме в организации соревнования, неправильном применении мер морального и материального поощрения. Недавно газета сообщила читателям, что партийная и профсоюзная организации объединения приняли меры для устранения недостатков. Пересмотрены условия соревнования, внесены изменения в систему стимулирования его участников.

Улучшен контроль за проведением рабочих собраний и выполнением обязательств.

За серьезные недостатки в стиле работы директору обувного объединения, члену КПСС И. Коптенко объявлен выговор.

Замечу к слову, что западные корреспонденты нередко используют в своих статьях о советской действительности критические выступления нашей печати, правда, тенденциозно истолковывая приведенные в них факты.

Советские граждане всесторонне и заинтересованно обсуждают законопроекты и проекты важнейших решений партии и Советского государства, подвергают их критической оценке, намечают пути и предлагают варианты решений тех или иных проблем. Так, в обсуждении Конституции СССР в 1977 г. приняло участие свыше 140 млн. человек, то есть более 4/5 взрослого населения страны; состоялось более 450 тыс. собраний в трудовых коллективах, на которых выступило более 3 млн. человек; было внесено около 400 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям. В результате учета предложений и замечаний граждан были внесены изменения в 110 статей проекта и добавлена одна новая статья.

В настоящее время в стране широко развернулось обсуждение проекта Закона о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. На партийных, профсоюзных и комсомольских собраниях идет откровенный разговор, вносятся предложения и дополнения к документу.

В СССР критика в подавляющем большинстве носит конструктивный характер, продиктована заинтересованностью советских людей в развитии общественного производства, в наиболее эффективном и гармоничном сочетании общественных и личных интересов. Иначе и не может быть в обществе трудящихся, в котором партия и государство не имеют интересов, отличных от интересов народа. Критические выступления советских людей - это одна из форм участия трудящихся в управлении государством.

Право граждан СССР обращаться в государственные органы подкреплено обязанностью должностных лиц выслушивать их и непременно реагировать на критику. Вторая часть статьи 49 Конституции СССР обязывает должностных лиц "в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры". В этом существенное отличие советской практики от западной, где также никто не мешает гражданам писать письма в парламент, добиваться приема их должностными лицами или публично высказывать свою точку зрения.

Однако на Западе должностные лица и государственные органы реагируют на выступления общественности лишь под давлением обстоятельств. Это может быть боязнь потерять голоса избирателей или, скажем, опасение скандала в прессе. Но закон не обязывает их реагировать, и, если какие-то причины того не требуют, обращение граждан можно оставить без последствий. Так чаще всего и случается - достаточно сравнить поведение западных парламентариев, губернаторов и президентов до и после выборов.

В реализации свободы критики в нашей стране есть, к сожалению, и недостатки. Бытуют в некоторых коллективах казенные словопрения и показуха, которые подавляют инициативу людей, порождают апатию, пассивность. Допускается невнимание к нуждам трудящихся и их замечаниям, игнорируются ценные предложения. Есть случаи преследования за критику.

Конституционная норма и основанное на ней законодательство предупреждают: преследование за критику наказывается по закону. Это дополнительная гарантия права на критику.

Пленум Верховного Суда СССР - высшая судебная инстанция в стране - на основе обобщения судебной практики принял постановление от 29 августа 1980 г. "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику", в котором ориентировал суды на тщательное выяснение случаев преследования граждан за критику и привлечение должностных лиц в этих случаях к ответственности вплоть до уголовной.

Критика в СССР - явление массовое, принципиальное, и потому нетерпимы никакие преграды на пути ее осуществления.

Однако может возникнуть вопрос: не слишком ли сложно выслушивать, проверять каждое критическое замечание и принимать по нему меры? Нет! Граждане должны иметь право высказывать критические замечания и быть уверенными, что они будут внимательно изучены. Но поддерживается, естественно, лишь та часть критики, в которой есть рациональное зерно, причем поддерживается тем активнее, чем важнее вопрос. Основной принцип здесь - критиковать, чтобы исправить.

Мы - за критику деловую, действенную. Критика неконструктивная, иначе говоря, "критика ради критики", не находит у нас поддержки. По своей сути она близка к критиканству и злопыхательству. Эти явления в самом своем названии несут резко отрицательное отношение к себе со стороны нашего общества.

Наши классовые противники на Западе хотели бы навязать нам практику такой "свободы" критики, которая идет вразрез с интересами самой личности, обращена против социализма. Об этом свидетельствуют происки империалистических и антисоциалистических сил, пытавшихся подорвать новый строй в Венгрии, Чехословакии, а ныне и в Польше. Но такая "свобода" противоречит подлинным правам и интересам человека, способствует анархии и реакции. Поэтому в СССР не допускается "критика", означающая, по существу, "клевету на социалистический строй, а также преследуется по закону клевета на человека, оскорбление, ущемление его чести и достоинства. Советский закон стоит на страже прав, законных интересов, благ и ценностей каждого человека, ущемление и нарушение которых недопустимы под видом "свободы критики".

Смотрите также: