ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. ГРАНИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

   
   

Социализм: коллективность и товарищество Капитализм: конкурентная борьба

ОДНА из важнейших черт социалистического образа жизни - чувство ответственности трудящегося человека за дела своего предприятия, колхоза, города, всей страны. Это чувство не приходит само по себе Формирование его занимает длительный период, и многое тут предстоит еще сделать, но оно растет, крепнет у миллионов советских людей.

Как показывают исследования социологов, проведенные, например, на уральских заводах, большинство советских рабочих проявляет подлинную заинтересованность по отношению к развитию производственно-хозяйственной деятельности на своих предприятиях. Вот, к примеру, результаты социологических исследований на предприятиях Свердловска. В разработке проектов производственных планов участвовало 45,2 проц. рабочих: в проведении мероприятий, связанных с ликвидацией простоев - 38,2, в разработке мер по охране труда и технике безопасности - 63,1: в анализе и подведении итогов производственной деятельности с выявлением победителей - 64,6 проц.

То, что увидели социологи на Урале, подтверждается исследованиями на предприятиях Москвы, Ленинграда, Горького и других городов страны. Тысяча рабочих Москвы - победителей в социалистическом соревновании, отвечая на анкету "Московской правды" и Института истории АН СССР, подчеркнули, что они чувствуют себя на своих заводах не наемной силой, а хозяевами производства.

Вот этого-то и не могут сказать о себе рабочие Детройта, Манчестера, Гамбурга, Парижа. Почему они должны заботиться о делах фирмы, принадлежащей частным владельцам? Удивительно ли, что на вопрос социологов "Любите ли вы свою работу?" большинство французских рабочих ответило отрицательно. Буржуазная пропаганда, особенно когда вспыхивают забастовки, изображает рабочих нерадивыми. Это вымысел. Капиталистическое общество, где одни создают богатства, а другие его присваивают, лишает человека радости труда.

У нас хозяин страны и ее богатств - советский человек, и чувство это проявляется особенно ярко в социалистическом соревновании, в субботниках, в различных починах. Более 156 млн. человек участвовали, например, во Всесоюзном коммунистическом субботнике, посвященном 113-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Советские люди безвозмездно трудились в этот день на своих рабочих местах в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и других отраслях народного хозяйства, а также на благоустройстве городов, сел и поселков. Заработанные 182 млн. рублей переданы в фонд одиннадцатой пятилетки. Своим самоотверженным трудом советские люди внесли достойный вклад в решение задач, поставленных партией по мобилизации внутрихозяйственных резервов для успешного выполнения заданий пятилетки.

Труд в СССР превратился в основной критерий, по которому судят о человеке. В нашем обществе это самая важная мерка морали, нравственности.

Это полная противоположность тому, что господствует в буржуазных странах. Р. Кеннеди признавал в своей книге "Обрести новый мир": "В глазах молодежи мы слишком часто измеряем ценность человека размерами его жалованья или состояния.. Еще более ненавистна молодежи, как была ненавистна моралистам на протяжении тысяч лет, мораль, определяющая ценность все и вся прибылью".

Новое общество решительно отбросило и эту мораль и этот критерий. Активность каждого работника на социалистическом предприятии отвечает одновременно его личным и общественным интересам. Чем больше продукции и чем лучшего качества сделает, скажем, рабочий, тем больше материальных и духовных благ получает он сам и все общество. Отношения людей поэтому строятся у нас на принципах коллективности, товарищества, взаимопомощи.

Капитализму же присуща "волчья хватка" - конкуренция. Показательна в этом отношении характеристика, данная американским исследователем Э. Монтагю в книге "Американский образ жизни". "Один из принципов американского образа жизни, - пишет он, - конкуренция. Ее простая формула означает: превзойти другого, даже если нанесешь другому и его семье ущерб. Не твоя забота. В конце концов у тебя своя семья, чтобы думать о ней. Такое безразличие к тому, какие осложнения причинит другому твое превосходство, - неотъемлемое свойство конкуренции".

Капитализм делает людей стяжателями, развивает в них алчность, безжалостность, порождает жестокость, крайний индивидуализм.

Советский полярник П. Д. Астапенко, проведший зиму на американской антарктической базе "Литл-Америка-5", был поражен тем, как жили и работали американские полярники. В книге "Путешествие за тридевять земель" он писал: "Все так или иначе работали, но при этом бросалось в глаза отсутствие какого бы то ни было объединяющего начала в труде всего коллектива станции и даже отдельных сотрудников... На станции не было принято что-либо решать или обсуждать коллективно... Каждый сотрудник работал на свой страх и риск..."

То, что П. Д. Астапенко увидел на полярной базе, типично для всей буржуазной системы. При буржуазном образе жизни люди противопоставлены друг другу. Наши идеологические противники выдвигают тезис, будто индивидуализм развивает способности человека, а коллективизм нивелирует их. Жизнь, однако, опровергает этот фальшивый домысел. Любой коллектив состоит из личностей, и чем духовно богаче каждая из них, тем богаче, ярче, сильнее сам коллектив.

Коллективизм (этого не хотят признавать наши противники) зарождается в недрах старого общества: рабочий класс борется за свои права коллективно, создавая политические партии, объединяясь в профсоюзы, выступая с забастовками и совместными требованиями.

В условиях социализма все эти качества попадают на благодатную почву, крепнут и развиваются. Коллективизм постепенно становится всеобщим принципом во взаимоотношениях между людьми. Он предполагает ответственность каждого не только за свои поступки, за свой образ жизни, но и за судьбы коллектива, где человек работает, за судьбы всего социалистического общества.

Смотрите также: