Примерное время чтения: 7 минут
189

НАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ. СЛАГАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ справедливость... Веками люди мечтали о равенстве, о создании возможностей для обеспечения, по выражению В. И. Ленина, "полного благосостояния и свободного, всестороннего развития всех членов общества". Жизнь убедительно показала: социальная справедливость недостижима в классово- антагонистическом обществе, где нет и не может быть единого для всех толкования добра и зла, где справедливость для богатых оборачивается безжалостным попранием надежд для бедных, отказом в удовлетворении их минимальных потребностей и нужд.

Лишь при социализме решение этого вопроса приобрело реальную основу. Социальный строй и образ жизни нашего общества, основанные на принципах коллективизма, устранение классового и национального антагонизма, возникновение новой исторической общности людей - советского народа - все это по-иному очерчивает контуры справедливости, отличные от тех, что сложились в обществах эксплуататорских. Нам чужд тот индивидуалистический взгляд на справедливость, который пышно цветет в закатной атмосфере современного капитализма. Неприемлемо для нас и отрицание ценности и самоценности личности, потребностей и запросов каждого человека.

"От каждого - по способностям, каждому - по труду". Такова формула справедливости при социализме, ставшая его ведущим принципом, определяющим связи общества и личности.

В глубинном содержании этого тезиса заключен ответ на один из самых острых, возникающих при рассмотрении принципа справедливости вопросов - вопрос о соотношении равенства и неравенства.

Вокруг него не раз сталкивались страсти, бушевали эмоции. Идеал равенства всегда был привлекателен для миллионов, для тех, чья жизнь протекала в социальных низах, кто был в основании вырастающей на их плечах пирамиды богатства, власти, престижа. Элитарное видение мира, стремление увековечить деление людей на "аристократию" и "плебс", "верхи" и "низы" всегда было присуще идеологии и психологии эксплуататоров. И сегодня их наиболее откровенные защитники настойчиво твердят, что неравенство - это необходимая предпосылка свободы, заявляют, что только неравенство способно питать культуру, утверждают извечность и непреложность социального ранжирования людей. Как прямая реакция на эти высокомерные заявления, на реальное попрание человеческого достоинства миллионов кучкой "сильных мира сего" не раз возникали идеи всеобщей унификации, те позиции, которые классики марксизма назвали "уравнительным коммунизмом".

Нам глубоко чуждо любое проявление элитаристского снобизма, которым так богато буржуазное общество. Никакие касты, стоящие вне масс и над массами, в условиях социализма недопустимы. В нашем действительно демократическом обществе ничто - ни занимаемые служебные посты, ни уровень образования, ни важность выполняемых общественных функций - не дает основания ни одному лицу, ни одной социальной группе, сообществу или объединению претендовать на исключительное положение.

В необходимости выполнять общественный долг, в своих конституционных обязанностях и правах у нас все люди и ныне равны. И это справедливо. Однако это равенство не следует путать с уравниловкой. Марксизм-ленинизм проблему равенства разрешает в неразрывной связи с исторической задачей уничтожения классовых различий, созданием экономических и социальных условий, при которых все люди будут иметь равный доступ к жизненным благам, к любым сферам созидательной деятельности. Но пока еще это дело будущего.

В нынешних же условиях возможно, необходимо и справедливо применять лишь один критерий для регулирования отношений общества и индивида. Этот критерий - труд. Каждому по труду, по его результатам, с учетом условий, интенсивности, качества. Но этот критерий требует сохранить элементы неравенства в распределении. Мы против привилегии, не связанных с результатами труда. Но мы за предпочтения. Еще В. И. Ленин подчеркивал, что "предпочтение в ударности есть предпочтение и в потреблении". Очень непростым, вызывающим подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании является вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным категориям работников. Думается, каждый здравомыслящий человек должен понимать справедливость того, что более весомый вклад в наше общее дело и более высокая ответственность за его результаты или работа в неординарных условиях дают основание для такого рода предпочтений. Однако именно здесь, как нигде, нужны чувство меры, скрупулезная щепетильность.

У нашего общества есть надежный метод подлинно демократического соотнесения интересов людей. Так, посредством общественных фондов потребления значительно "уравнивается" удовлетворение потребностей индивидов. В то же время через систему заработной платы, материальных поощрений общество фиксирует различия, утверждая обоснованность и справедливость сохраняющихся и сегодня элементов экономического неравенства. Должностные оклады, тарифные ставки, премии, надбавки и доплаты к заработной плате, льготы и преимущества в зависимости от условий труда, ступени трудового успеха, звания и награды - все это социальные инструменты для обеспечения справедливого распределения общественного богатства. Но надо заметить, что в этом механизме у нас еще далеко не все ладно. Оптимальная мера соответствия трудового вклада тех или иных профессиональных групп с доступными им благами нередко не соблюдается. Премиальная система в материальном производстве, задуманная некогда как средство справедливого поощрения лучших, во многих случаях становится формой бездумного уравнительства, подтягивания зарплаты до возможного "потолка". Ориентация системы заработной платы на конечный результат весьма часто остается лишь неосуществленным замыслом.

Основой основ справедливости может быть лишь нахождение оптимального соотношения общественных и личных интересов. Это крайне необходимо сегодня. Это будет необходимо всегда. Ленин, говоря о людях коммунизма, подчеркивал, что они не будут "требовать невозможного".

Неуклонный рост материального благосостояния широких масс - это наше историческое завоевание. Однако у иных людей он создает иллюзорное представление о легкости получения любых благ, порождает настроения расточительства, беззаботности, притупляет столь необходимую в условиях социализма установку на экономность и бережливость.

Широкое распространение телевидения, кино, радио, прессы расширяет кругозор людей, дает им обильную информацию. Вместе с тем в ней подчас звучат мотивы, подогревающие пошлое в основе своей чувство престижного потребления, создающие миражи "вещизма", способствующие внедрению эталонов чуждых нам ценностных ориентации. Особенно остро это проявляется тогда, когда по тем или иным каналам к нам проникают образчики западного "масс-культа", замешанные на обывательско-мещанских стандартах, густо сдобренные откровенно буржуазной идеологией. А там, где здоровые потребности оттесняются, где их место занимают побуждения стяжательского характера, там и представление о справедливости резко искажается.

Упования на неисчислимость общественного богатства, наивное представление о нем как бездонном роге изобилия плодят подчас неуемные аппетиты, несовместимые с личным вкладом каждого в общую копилку. Мы не отвергаем удовольствий и наслаждений, праздников. Без них жизнь утратила бы многие краски. Но народ давно выразил верное отношение к этой проблеме в мудрой пословице: "Делу время, потехе час". Наши потребности, если рассматривать их с позиций коммунистической справедливости, должны быть разумными, исходящими из трезвого анализа наличных возможностей, нравственно взвешенными.

Сегодня мы особенно остро чувствуем прозорливость и глубину ленинской мысли о необходимости при социализме строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления. На практическое совершенствование системы такого контроля еще раз нацелил партию и народ июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС. Этот вопрос был предметом обсуждения на недавнем заседании Политбюро ЦК КПСС, обратившего внимание на необходимость усиления работы по обеспечению опережающего роста производительности труда в сравнении с ростом заработной платы, повышения контроля за мерой труда и его поощрения во всех звеньях народного хозяйства, установления более тесной связи оплаты с результатами труда. Всякий раз, когда такой контроль ослабевает, поднимают голову те, кто глумится над нашими принципами и идеалами, - стяжатели и спекулянты, расхитители общественного добра, все те, кто попирает нашу мораль.

В советском обществе в целом утвердилось нравственное здоровье. И сегодня особенно нетерпимыми становятся факты отставания "сознательности" от "знаний", нравственной обедненности, морального примитивизма. Все это накладывает свою печать и на понимание справедливости.

Каждый и все вместе мы можем и должны ясно и обоснованно представлять место своего труда, труда коллектива своей бригады, цеха, завода, учреждения, отрасли в нашем грандиозном социальном организме. В этом основа основ формирования полноценного понимания сути социальной справедливости, ее слагаемых и тех форм, в которых она сегодня проявляется.

РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ В СОСТАВЕ КПСС (тыс. человек, проц. от общего числа коммунистов)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно