Предлагаем вниманию читателей беседу нашего корреспондента И. Лариной с начальником Управления преподавания общественных наук Минвуза СССР доктором философских наук В. КУПЦОВЫМ.
КОРР. Владимир Иванович, что происходит с определенной частью нашей молодежи; чем вызван ее скепсис и более чем критическое отношение к общепринятым ценностям; чем объяснить ее тягу к замкнутому, автономному существованию в неформальных группах?
КУПЦОВ. Во-первых, все негативные процессы, о которых вы спрашиваете, появились не вдруг; они были и раньше, хотя открыто не обсуждались, а сейчас так ярко высветились в силу гласности и демократизации в стране. Во-вторых, вполне естественно, что молодежные проблемы связаны с особенностями развития всего общества.
Негативные процессы, застойные явления проявились у нас не только в экономике, но и в области духовной жизни. Противоречия между общественными и ведомственными интересами постоянно вызывали расхождения между словом и делом. Административные методы управления привели к развитию бюрократизма и формализма во всех сферах деятельности, что, в свою очередь, с неизбежностью вело к игнорированию личности. В качестве примера приведу нашу систему образования: бюрократические методы управления, жесткая регламентация учебного процесса сковывали и педагога, и учащегося, мешали им реализовать свои творческие способности; отсюда и низкое качество образования. Я сам в этом году присутствовал на выпускных экзаменах в одном из московских вузов и слышал ответы выпускников: один из них пребывал в уверенности, что самая большая страна в мире - Монголия, другая сообщила, что в Советском Союзе проживает 30 млн. человек.
Индивидуальные творческие способности человека постоянно принижались, человек развращался, с одной стороны, низкой требовательностью к нему по существу его работы, а с другой - огромным количеством формальных обязательств, которые, как правило, реально не выполнялись и никем не контролировались. В этих условиях возникла не только "теневая" экономика, но и "теневая" духовная жизнь: нравственные ценности, идеалы нашего общества подверглись значительной эрозии.
Во все эти негативные процессы, естественно, была вовлечена молодежь, и надо сказать, что сейчас, когда мы стали широко критиковать свои недостатки и при этом явно недостаточно пропагандировать успехи, ей нелегко преодолевать скептицизм и социальную пассивность, унаследованные от недавнего прошлого.
В конечном счете, думаю, что все негативные моменты в нашей духовной жизни, в том числе скепсис и отгораживание молодежи от мира взрослых, будут преодолеваться по мере того, как из наших общественных отношений будут исчезать несоциалистические элементы (и в том числе бюрократия, формализм), по мере того, как мы будем укреплять социализм.
КОРР. Застойные явления в экономике преодолеваются сейчас через введение нового хозяйственного механизма. А какие механизмы надо пустить в ход, чтобы справиться с застоем в науке, культуре, образовании?
КУПЦОВ. По сути дела, подход здесь тот же, что и в экономике. Главное - меньше регламентации, больше самостоятельности каждому коллективу, ученому, артисту, педагогу; при этом надо ориентироваться прежде всего на конечный результат.
Так, в результате реформы высшего образования, которая сейчас проводится, сокращается управленческий аппарат Минвуза СССР, в ведении Минвуза оказываются прежде всего стратегически значимые проблемы, а вузы, преподавательские и студенческие коллективы получают больше самостоятельности. Ректора вузов теперь выбираются учеными советами, в составе которых 30% студентов; студенты также получают возможность сами решать многие вопросы, в том числе связанные с общежитиями, вопросы о назначении стипендий и другие. На аттестацию преподавателей теперь будут существенно влиять оценки, даваемые им студентами.
КОРР. Ваше мнение, как философа: насколько неизбежен в обществе конфликт поколений?
КУПЦОВ. Противостояние поколений существовало всегда, на протяжении всей истории человечества; это естественно и потому неизбежно.
Молодежь - специфическая часть общества со своими возрастными психологическими особенностями, характерным для нее положением в обществе и кругом проблем (проблемы создания семьи, выбора профессии и т. д.); молодежь более нетерпима, острее и резче реагирует на противоречия действительности. Она не так жестко вписана в общество, как старшие поколения, над которыми тяготеют социальные, семейные, профессиональные традиционные отношения, более мобильна, быстрее усваивает новое.
Как показывает история, не только научные, культурные, но и социальные революции возглавляли молодые люди: Робеспьер, Марат, Маркс, Энгельс, Ленин, Кастро, Ортега стали лидерами революционных движений в 30-летнем возрасте.
Противоречие между поколениями возникает, как мне кажется, по двум причинам. Во-первых, молодежь создает новые традиции, а они вступают в конфликт с традициями отцов, которые были до сих пор. Новое всегда принимается обществом не сразу, достаточно вспомнить судьбу теории относительности, квантовой механики, генетики, кибернетики.
Во-вторых, в своем стремлении утвердиться молодежь нередко ведет себя деструктивно, подчас игнорируя все без разбора традиции и ценности старших поколений, к примеру противопоставляя рок-музыку всей музыке вообще - и эстрадной, и классической.
И все же я думаю, что проблему противостояния поколений не стоит драматизировать: если бы противостояние перевешивало гармонические связи между ними, общество не могло бы существовать.
КОРР. Чем можно объяснить, что многие процессы, происходящие у нас, среди нашей молодежи, аналогичны тем, что происходят на Западе, - те же потребительские настроения, та же наркомания, проституция, пусть и не в таких масштабах; те же панки и хиппи?
КУПЦОВ. Для современного мира характерны интеграционные тенденции; мир все в большей степени, при всех своих противоречиях, проявляет себя как единое целое, и одним из свидетельств этой целостности оказываются сегодня глобальные проблемы современности. Именно с ними в первую очередь связывают необходимость нового политического мышления. Однако я хотел бы подчеркнуть также его необходимость в связи с мощными интеграционными процессами, которые идут сейчас во всех сферах жизни человечества - в экономике, политике, культуре. Автаркия, замкнутость на себе какого-либо государства или группы государств сегодня не только пагубна, но просто невозможна. Вообще говоря, степень связи между народами свидетельствует об уровне их цивилизованности. При первобытнообщинном строе у каждого рода была своя культура, мифология, традиции, и чужие традиции он не воспринимал; только по мере развития цивилизации народы становились все в большей степени восприимчивыми к другим культурам.
Естественно, что в современных условиях интенсивных контактов между людьми, всесторонних информационных связей осуществляется мощное взаимное влияние различных образов жизни, способов решения социальных и культурных проблем. И это мощное взаимное влияние распространяется, увы, и на социальные болезни. В потребительстве, массовой культуре, уходе в неформальные группы, распространении наркомании и проституции, конечно, можно увидеть определенное влияние западного образа жизни. Но главное, нужно искать корни в нашей же собственной действительности, в наших общественных отношениях.
Эти явления выражают противоречия в развитии материальной и духовной культуры и, в частности, вызваны интеллектуальным и культурным голодом, который испытывает молодежь, испытываем все мы, так как литература, кинематограф, театр, телевидение часто недоброкачественны и не удовлетворяют наши потребности.
Между тем молодежь должна воспитываться на реальных культурных и философских ценностях.
Философия дает человеку целостное мировоззрение, стратегически ориентирует его и помогает выработать систему ценностей, на которые он будет опираться в своей деятельности. Я глубоко убежден в том, что нельзя быть культурным и интеллигентным человеком, если не выработал в себе способность философски оценивать происходящее вокруг.
Новые философские ценности вырабатываются в буквальном смысле на наших глазах, диктуются они особенностями сегодняшнего мира, и прежде всего - его целостностью. Эти ценности - уважение к другим культурам и другим образам жизни, понимание ценности каждой отдельной культуры и каждой человеческой личности; проблема этики ученого и его социальной ответственности за последствия своей деятельности.
Конечно, я не готов предложить какой-то универсальный рецепт, который поможет нам избавиться от всех негативных процессов в молодежной среде, тем более что они связаны с негативными процессами во всем обществе. Но, видимо, на данном этапе главное - предоставить возможность молодым людям реально участвовать в перестройке, дать им самостоятельность.
* * *
* По данным социологических исследований - активные участники неформальных групп составляют 5 - 10% от общего числа молодежи.
* Изучение общественного мнения молодежи показало, что 70% молодежи высоко оценивают перестройку.