ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА. "Счастлив, что живу среди друзей"

   
   

Я родился и вырос в Южно-Африканской Республике - стране, которая снискала дурную славу во всем мире из-за оголтелого расизма ее правящих кругов.

В ЮАР сложная система расового законодательства регламентирует повседневную жизнь "цветных" африканцев. Усиленно насаждаемый режимом план "раздельного существования и развития различных рас" вылился в насильственное расчленение страны на ряд псевдонезависимых этнических районов, отказ африканцам в политических правах, грабительское распределение земли в пользу белых. Сохранение в неприкосновенности политики апартеида фактически означает геноцид по от ношению к африканскому населению.

"ЛИЦО" АПАРТЕИДА

На всю жизнь запомнил я, что такое режим апартеида. Это кровавый и жестокий режим, при котором коренные жители Африки, мои соотечественники, гибнут в загонах из колючей про волоки, умирают от голода, непосильного труда в карьерах алмазных приисков. А сколько убито пулями и затравлено собаками! При этом режиме мы, коренные жители Африки, - чужие на своей родине Все лучшее - земли, города, парки в ЮАР - принадлежит белым. Мне, чтобы попасть на время в город, где живут белые, нужен был специальный пропуск.

Для унижения черных делается все. Даже такая, казалось бы, мелочь, как удостоверение личности. Я навсегда запомнил толстую, увесистую книжку, которую каждый африканец - небелый - в ЮАР должен носить с собой Она заменяет пропуск и одновременно является досье, где все указано: возраст, происхождение, место жительства, где и у кого ты работаешь, сведения об уплате налогов и т. д. И, если хотя бы в одном из пунктов при заполнении чиновником допущена ошибка, владельцу этой книжки грозит тюрьма.

В общем, все делается для того, чтобы жизнь африканцев на их родине стала невыносимой.

Как-то раз, еще будучи подростком, я случайно услышал по радио передачу из СССР. Слушал и ушам своим не верил. Оказывается, есть страна, где все народы равны, причем это не формальное равенство.

Я стал расспрашивать отца, своих друзей об этой удивительной стране, стал слушать ее радиопередачи. И чем больше я узнавал, тем больше утверждался в своем решении покинуть родину, где я чувствовал себя чужим, и попасть в СССР, где всем людям, независимо от их цвета кожи, предоставляются равные права. Но, если бы я заявил о споем желании уехать в СССР, меня немедленно бросили бы за решетку. Поэтому я готовился к отъезду тайно. Наконец с группой других беглецов из ЮАР я перебрался в Танзанию и лишь оттуда смог попасть в СССР. Это было двадцать лет назад.

В общем, первую половину своей жизни я прожил в ЮАР, а вторую - в СССР. Я своими глазами увидел два пути решения национального вопроса. В капиталистическом и социалистическом обществе. Я с полным основанием могу сравнивать эти пути. Потому что оба их испытал на себе. И со знанием дела, потому что к жизненному опыту теперь прибавились знания, полученные в московском институте и аспирантуре.

Я стал историком и теперь понимаю закономерности общественного развития. Нет, не случайно на моей родине возник расистский режим. Ибо здесь сошлись интересы наших капиталистов и империалистических кругов США. Не случайно расправляются с неграми у себя на родине американские молодчики из ку-клукс- клана. Расизм, национализм - это всегда порождения капиталистического общества. Они вытекают из самой его природы.

Испокон веков эксплуататоры действовали по принципу: "Разделяй и властвуй!" Они разжигают и умело поддерживают национальную вражду, расовую дискриминацию.

ФАЛЬСИФИЦИРУЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

На советскую действительность ныне антикоммунисты механически переносят присущие капитализму отношения господства и подчинения, подходят к характеристике двух противоположных в социальном аспекте типов национальных отношений - капиталистических и социалистических - с одинаковыми мерками. Характерно, что о национальных отношениях при капитализме, их сущности и содержании идейные противники предпочитают умалчивать либо представляют их как "вечные и неизменные". Но именно в странах капитала имеются нации угнетающие и угнетенные, а следовательно, и национальное неравноправие, дискриминация национальных меньшинств.

В нынешних условиях открытый, прямой и грубый антисоветизм все более заменяется наукообразной интерпретацией фактов из жизни народов СССР, их подтасовкой. Национальные процессы отрываются от социальных, абсолютизируется роль национального в общественной жизни. При таком подходе истолкование национальных отношений приобретает тенденциозный, а по существу, фальсификаторский характер.

Все большая изощренность форм и методов идеологических диверсий обусловлена главным образом тем, что в мире происходят существенные сдвиги в отношении народных масс к социализму, растет число и сила их выступлений против капитализма, национального гнета, крепнут симпатии к новому общественному строю.

ДОКАЗАЛ СОЦИАЛИЗМ

Я живу в СССР среди людей разных национальностей. Моя жена Людмила окончила педагогический техникум. Она русская, и никого здесь не удивляет, что у меня белая жена. Она работает воспитательницей в детском саду, где на ее попечении находятся малыши разных национальностей. В нашем доме в соседних квартирах, как и везде в СССР, живут русские, украинцы, армяне - люди разных национальностей. И со всеми у нас сложились добрые взаимоотношения. Никому и в голову не придет косо посмотреть на своего соседа только лишь потому, что у него иной цвет кожи. Это и есть интернационализм, впитанный, как говорят, с молоком матери. У нас с Людмилой недавно родилась дочь Тина. Ей еще нет года. Я спокоен за ее судьбу. Ей не придется терпеть унижения и подвергаться опасности из-за своего темного цвета кожи. Она живет среди интернационалистов и сама вырастет интернационалистом. Она будет пользоваться всеми теми благами, которыми пользуются советские люди, независимо от того, на каком языке они говорят.

Социалистический образ жизни приводит к постепенному сближению наций и народностей. Это сближение идет по всем линиям - в экономике, культуре, в политической жизни.

Опыт СССР представляет огромную ценность для всех народов, которые тоже избрали путь социализма или еще изберут его в будущем. Как гласят мудрость народа зулу: "Пусть узнают у тех, кто идет впереди".

Я вижу своими глазами воплощенное в реальность братство народов. Здесь, в СССР, я бывал в разных городах, в разных республиках. Со мной часто заговаривали незнакомые люди - таджики, татары, латыши. И всегда я видел в их глазах дружелюбие и уважение.

Я счастлив, что живу среди друзей. Я убедился, что справедливое решение национального вопроса не утопия. Это доказал социализм.

П. НДЛОВУ, кандидат исторических наук.

Смотрите также: